В Большом театре дали премьеру оперы «Богема»

Легко ли быть молодым?

Большой театр закрыл сезон премьерой — оперой Пуччини «Богема» в постановке молодежной интернациональной команды во главе с дирижером Эваном Роджистером и режиссером Жан-Романом Весперини. Традиционная постановка заставила пожать плечами некоторых критиков: «банальность», «штампы», никакого «приращения смыслов»… А это значит, что, подобно секретарше Верочке из фильма «Служебный роман», которая, услышав комментарий «мымры» по поводу вульгарных сапог, тут же решает, что их «надо брать», нормальной публике следует срочно покупать билеты на спектакль: он по-настоящему трогателен, эмоционален, понятен, буквально следует тексту партитуры, а еще — что самое важное — прекрасно сыгран и спет.

Легко ли быть молодым?
Фото предоставлено пресс-службой театра.

Нет, не надо думать, что этот спектакль — нафталин и «старой бабушки журнал». Постановщики рассказывают историю молодых, голодных, не очень умных, совершенно не практичных и легкомысленных ребят современным языком. Просто им для этого не нужны мобильные телефоны и стриптизеры. Им не требуется никакое травестирование — ни гендерное, ни временное. Действие происходит ровно в то время, которое указано в партитуре. В том же месте — в Париже, со всеми его атрибутами. Зато декорации Бруно де Лавенера поменяются четыре раза, по числу действий. Вы вообще-то много таких оперных спектаклей вспомните за последнее время? Как правило, смотришь на сцену 3–4 часа и видишь одну и ту же тоскливую картинку. Разве что какое-нибудь бревно вынесут (лучше б его не выносили!) или бюджетную видеопроекцию поменяют. А здесь перед нами и мансарда с видами Парижа в окнах, и парижская улица с ярким, немного дурным (а как иначе?), кабаретным карнавалом, и окраина города с фасадом таверны и чугунной оградой. И когда к ограде подходят дворники, то это именно дворники, а не участники гей-парада. А когда молочницы, то это (немыслимо для сегодняшнего оперного театра!) именно молочницы, а не проститутки. Так что если прочтете где-то, что постановка банальна, не верьте — она совершенно оригинальна, ибо сделана в перпендикуляр устоявшимся, набившим оскомину «актуальным» трендам.

Оркестр звучит ярко, страстно, может быть, иногда громковато, но зато сколько экспрессии! Особенно в характерных афористичных пуччиниевских каденциях. Молодые артисты харизматичны и очень выразительны вокально и актерски. Французский режиссер Жан-Роман Веспирини сделал ставку на эстетику мюзикла — вполне естественный ход для этой оперы, которая, кстати говоря, действительно имеет бродвейский мюзикловый вариант — Rent Джонатана Ларсона. Ларсон посвятил свою версию «Богемы» друзьям, умершим от СПИДа. А сам он, не дожив одного дня до премьеры, в 35 лет скоропостижно умер от аневризмы аорты. И было это всего каких-то 20 лет назад. Так что тема «Богемы» вечна и современна, независимо от того, перенесено ли действие в наши дни, или благополучно оставлено в конце XIX столетия.

Фото предоставлено пресс-службой театра.

Исполнители главных партий Давиде Джусти (Рудольф) и Мария Мудряк (Мими) составляют невероятно красивую и трогательную пару. Пожалуй, режиссеру не хватило проработки их дуэта в III акте — когда они так наивно, по-детски принимают решение расстаться, но лишь после холодной зимы. Маловато здесь оказалось драматических нюансов, которые заложены в музыке Пуччини, сцена вышла слишком статичной. Но последний акт, эпизод их встречи и смерти Мими настолько выразительны и адекватны музыке, что большинство зрителей не могут сдержать слез.

Мария Мудряк в партии Мими — это отдельное большое событие в минувшем оперном сезоне. Удивительный голос. Сильный, очень красивый, поддержанный длинным дыханием и умным контролем над чистейшей интонацией. И еще — 24-летняя певица фантастически изящна и хороша собой, что придает ее персонажу особое обаяние и кинематографическую правдивость.

Прекрасна и другая пара: Алуда Тодуа (Марсель) и очаровательная Дамиана Мицци (Мюзетта). А живой дрессированный белый пудель, с которым Дамиана появляется на сцене и о котором, разумеется, нельзя умолчать, — милая деталь, придающая шарм ее характерному образу в сочетании с мастерским вокалом.

Под стать всему актерскому ансамблю исполнители ролей второго плана. Особенно интересен рисунок роли Коллена в чутком исполнении Петра Мигунова: режиссер не прошел мимо того факта, что именно в партии Коллена звучит важнейший для драматургии оперы музыкальный материал. Комический, даже опереточный элемент талантливо и с хорошим вкусом внесли Александр Маркеев (Альциндор), Александр Науменко (Бенуа) и Марат Гали (Парпиньоль).

То, что именно такой спектакль поставили сегодня молодые люди, — факт очень интересный и обнадеживающий. Он заставляет поверить в то, что появляются генерации профессионалов, для которых постановка классической оперы в театре — не сеанс психотерапии, позволяющий им избавляться от собственных комплексов, а работа по интерпретации гениального авторского текста с простой, но весьма достойной целью — донести смыслы, заложенные в этом тексте, до публики. И публика была благодарна. Она вполне оценила эту интенцию: таких оваций в оперном театре я не слышала давно. И с радостью к ним присоединилась.

Фото предоставлено пресс-службой театра.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27746 от 2 августа 2018

Заголовок в газете: Легко ли быть «богемой»?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру