Рома Зверь: «В России с искусством происходит противное и странное»

Советское прошлое снова выползает

Рома Зверь, сыгравший Майка Науменко в нашумевшем фильме «Лето», приехал в Петербург, чтобы почтить память музыканта. В день его смерти он бродил по «майковским» местам: побывал на Боровой улице, поднялся на сцену рок-клуба и ДС «Юбилейный», где проходил последний концерт лидера «Зоопарка». Помянул музыканта его любимым напитком: ромом с пепси. Роман сообщил, что мечтает повесить мемориальную доску на стене дома, где жил знаменитый рокер.

Советское прошлое снова выползает

— На доме Майка на Боровой улице поклонники несколько раз сами прикрепляли мемориальную табличку. Но мне хочется, чтобы она была официально разрешена городскими властями, и висела постоянно. Буду этому всячески содействовать. Хотелось бы поднять этот вопрос на уровне городского комитета по охране памятников. И средства соберем. Майк этого достоин, он, действительно, звезда, которую все помнят.

— Оливер Стоун перед началом съемок фильма «Дорз» о легендарном музыканте Джиме Моррисоне очень нервничал — давила ответственность. Что чувствовали вы, когда согласились играть Майка Науменко?

— Примерно то же. Предложение Кирилла Серебренникова было полной неожиданностью. «Ты уверен, что это должен быть я?» — это моя первая реакция. На что Кирилл ответил, что хотел бы видеть в кадре хотя бы одного реального музыканта. Потому что актерам иногда сложно сыграть все тонкости: как выходить на сцену, как себя вести. А я все это знаю. Фильму мы посвятили около года своей жизни. Для гастролирующей группы это сложно. Мы не давали концерты и не записывали песни. И не жалеем. Сейчас тоже много времени уходит на подготовку виниловой пластинки с песнями Майка, которая, дай бог, выйдет в январе.

— Как вас превращали в Майка для фильма «Лето»?

— На картине работала прекрасный гример и питерский художник Тамара Фрид. Без нее перевоплотиться было бы гораздо сложнее. Буквально после первой встречи с режиссером я начал отращивать волосы. И уже на мои отросшие приклеили более длинный хаер. Процедура длилась часов восемь, дико неудобная штука. Но мне не меняли черты лица и не пытались сделать фотографически похожим на Науменко. Думаю, это правильно. Просто обычный грим, как всем актерам.

— Борис Гребенщиков сразу осудил сценарий картины. Многие рокеры после выхода фильма его не приняли. До вас доходили подобные оценки?

— Конечно, комментарии посыпались сразу. Петербуржцы — трепетный народ. Они очень серьезно относятся к памяти музыкантов и рок-клуба. У участников событий и прототипов мнения разделились. Кто-то говорил: «Спасибо, что не очернили». Кто-то возмущался: «Такого не было». Но мне кажется, фильм рассказывает не о документальных фактах, а о другом. Кирилл хотел передать атмосферу тех лет. А вымысел или не вымысел, это уже другой вопрос.

— Вы считаете себя интровертом. Майк был экстравертом. Съемки в фильме повлияли на ваш характер? Может быть, раскрепостились?

— Сейчас точно не могу сказать. Прошло слишком мало времени. Но я изменился — это факт. И продолжаю находиться в процессе изменения. Потому что и фильм продолжает жить. Его приглашают на фестивали, осенью будет европейская презентация саундтрека картины.

— Что вы почувствовали, когда сегодня вышли на сцену рок-клуба и съездили в «Юбилейный», где Майк пел последний раз?

— На этой сцене я много раз стоял. А сегодня почувствовал грусть. Нынешним музыкантам трудно представить, какое счастье было для Майка и всех его друзей прорваться на большую сцену и играть в том же «Юбилейном». Что хочешь, не оглядываясь на комсомольскую организацию и комитет госбезопасности. Это было невероятным, потому что музыканты в восьмидесятые жили с чувством, что ситуация никогда не изменится.

Но когда рок легализовался, случилось неожиданное. В восьмидесятые музыканты дружили, встречались каждый день, пели друг другу новые песни на кухне... После того как запрет сняли, каждый пошел своей дорогой, потому что объединяться для борьбы с системой уже не было смысла. И рок-н-ролльное братство постепенно распалось. Наверное, фильм «Лето» — ностальгия по тем чудесным временам. Я бы хотел попасть в то время. И мне жаль, что это невозможно.

— У вас нет ощущения, что времена СССР возвращаются?

— Для меня все, что сейчас происходит в России с искусством, странно, невесело, противно. Такое ощущение, что наше советское прошлое снова откуда-то выползает. Вроде бы мы свободны, а вроде и нет. Вроде бы можно говорить, а все молчат, потому что боятся. Государство дает кино и театру деньги — и как бы берет творцов в заложники. От режиссеров ждут, что они начнут облизывать власть. А у молодых свое мнение, свои амбиции, они этого, конечно, не делают. Отсюда и конфликт интересов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27770 от 30 августа 2018

Заголовок в газете: Рома Зверь: «Грустно, что рок-н-ролльное братство распалось»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру