Сергей Гармаш: «Не ложусь в реанимацию, чтобы выйти из образа»

Его актерская жизнь началась 1 сентября - в день рождения

1 сентября исполняется 60 лет Сергею Гармашу. К юбилею он пришел не только с более чем сотней ролей в театре и кино, но и с дебютом. Совсем недавно Гармаш не только сыграл главную роль в картине «Два билета домой» Дмитрия Месхиева, но выступил соавтором сценария и продюсером.

Его актерская жизнь началась 1 сентября - в день рождения

Как он дошел до жизни такой, актер нам объяснил еще в Сочи на «Кинотавре»: «Очень давно, когда только-только стал сниматься в кино, я начал записывать свои идеи. Спустя время приехал повидаться со своим другом Дмитрием Месхиевым, рассказал ему об одной своей идее, а он заставил изложить ее на бумаге. И я написал сцену в тамбуре. Буду ли продолжать продюсерскую деятельность? Да, если будет интересная идея. Я за свою жизнь много наигрался, наснимался, но теперь сделал шаг в сторону другой профессии. Писал я не на себя, а на актера моложе, но Дима Месхиев настоял на том, чтобы играл я».

Царь, советский офицер, душегуб

Вот так Гармаш стал сценаристом и продюсером, сыграл роль убийцы жены, отсидевшего 15 лет в тюрьме, чтобы потом страшно, как в кошмарном сне не увидеть, встретился с дочерью. В ближайшее время картина «Два билета домой» будет показана на серьезном европейском фестивале класса «А».

Месхиев так объясняет неожиданное для многих вхождение в другую профессию: «Как продюсер в театре Гармаш работает давно. Так что продюсерская работа для него не в новинку. А что касается сюжета, то главная героиня — воспитанница детского дома. У нас было несколько консультантов. Эти дети немножко другие — они вынуждены бороться за свое существование. Я искал девочку без налета благополучия, но с добрым лицом. Нашел будущую актрису Марию Скуратову в Петербурге на первом курсе Фильштинского. Сценарий она не читала, давали ей за день до съемок текст той сцены, которую предстояло сыграть».

Такая «дочь» досталась Гармашу. Выйдя из интерната, получив как сирота ключи от новой квартиры, она узнает, что у нее есть отец, и еще не подозревает, какое исчадие ада ей предстоит встретить. Его-то и сыграл Гармаш.

Удивительное дело — бешеная востребованность актера, достигшего поры зрелости. Обычно к 60 у наших артистов совсем мало ролей, особенно у актрис. А Гармаш набрал такие обороты именно в пору, про которую говорят, что едет с ярмарки. Он работает с лучшими режиссерами, идет нарасхват, оказывается в эпицентре самых бурных событий, как это было недавно с фильмом «Матильда» Алексея Учителя, где он сыграл Александра III. К тому, что происходило вокруг его выхода, относился спокойно, но комментировать чаще всего отказывался, считая: «Чем больше мы об этом говорим, тем больше помогаем резонансу. Меня это угнетает. Хорошо бы людям, которые ратуют за нашу историю, не заниматься невежественными измышлениями. Терроризм сейчас — главная беда мира. А мне что царь, что охранник — какое это имеет значение. Вопрос в том, есть ли роль».

Спектакль «Пять вечеров». С Евгенией Симоновой. Фото: sovremennik.ru

Гармаш снимался в самых обсуждаемых фильмах — от «Движения вверх» до «Напарника», где пожертвовал собой, ради того, чтобы стать в кадре ребенком со взрослым лицом, напоминающим пупса. Гармаш снимался у Анджея Вайды в его очень личном фильме «Катынь», события которого происходят в годы Второй мировой войны. В числе польских офицеров, погибших в Катыни, был и его отец. Фильм долго у нас не показывали, поскольку он не отвечал официальной версии, согласно которой произошедшее — дело рук фашистов. Но архивные изыскания подтвердили страшные догадки: расстрел произведен подразделениями НКВД. Горбачев передал польским властям документы, подтверждавшие факт, что произошедшее в Катыни — преступление советского режима. Вайда, представляя картину в Москве, сказал: «Я всегда отделял российское общество от сталинизма. Мне важно было, чтобы это прозвучало в «Катыни». И тут одна из важнейших ролей — советский офицер, которого сыграл Сергей Гармаш». И это была не единственная встреча с Вайдой. В его спектакле «Бесы» в «Современнике», поставленном по Достоевскому, Гармаш сыграл Лебядкина.

Только что снялся в драме «Она» молодого режиссера Марии Агранович, где сыграл богатого издателя, из которого одна активная особа попытается выкачать деньги. И все это совмещается с постоянной работой на сцене театра «Современник», которому отдана вся жизнь.

Со Станиславом Говорухиным.

«Я с удовольствием бы сыграл слабого человека»

Как-то мы оказались с Сергеем Гармашом в шукшинских местах, в Сростках, и там он не был так лаконичен, каким бывает в Москве, рассказал о том, что значит для него та или иная роль.

— Такая россыпь ролей. А какую вы сами для себя особенно выделяете?

— Я не могу выделить какую-то определенную свою роль и сказать, что она стала для меня наиважнейшей. Такой нет, но есть десяток, а может быть, и дюжина фильмов, о которых могу без стыда и даже с радостью вспоминать. Но их не много. Иногда, как первую любовь, выделяю дебютную роль в кино — в фильме «Отряд». Чтобы я хотел сыграть? Да я никогда и не мечтал о каких-то конкретных ролях, но долго хотел сыграть доктора. И это случилось в 2009 году в сериале «Девять месяцев». Я сыграл гинеколога, да не простого, а работающего в институте по невынашиваемости детей. Мой доктор помогает мамам стать мамами и выносить плод. Мне это очень понравилось. Я не играл летчика. Вот такую роль сыграл бы с удовольствием. Да и журналиста бы тоже. Да так, что людям в зале стало бы плохо, чтобы их выносили. Я с удовольствием бы сыграл слабого человека. Таких ролей у меня было мало. Чаще доставались образы сильных, жестких и резких людей, а слабых нет. Я играл в картинах «Механическая сюита» Месхиева, «Поклонник» Лебедева не очень сильного человека или у Владимира Хотиненко в «По ту сторону волков». Но этого мало, поэтому еще хочется что-то попробовать в этом направлении. Если человек слабый, то это не значит, что он плохой, без содержания. Возможно, это видимая слабость, а на самом деле внутри такая силища. Мне бы хотелось сыграть героя, которому зрители сопереживают и сострадают, совсем не боевого по характеру.  

Для меня роль никогда не определялась метражом. Могу даже, получив сценарий с ролью в 20 съемочных дней, отказаться. А вот когда Сергей Снежкин позвал в сериал про Брежнева и предложил совсем небольшую роль, я тут же согласился. Хотя там был даже не один съемочный день, а полдня. Человек лезет на дачу к Брежневу через забор. Его ловят, а он говорит, что нигде не может правду найти. Достигнув последней степени отчаяния, он совершает этот поступок. Потому что где-то в провинции живет сын, которого гнобят партийные и министерские чиновники. И мой герой все это Брежневу рассказывает, а потом теряет сознание и умирает. Вот это роль! Есть что сыграть.  

— Правда ли, что вы чуть Степана Разина не сыграли?

— Была такая идея — запустить шукшинского «Разина», но Разин был моложе меня. Валентин Черных пытался написать сценарий, но идея так и затихла. Благодаря этому несостоявшемуся фильму я много интересных вещей узнал. К примеру, то, что Разин семь языков знал. Но с творчеством Шукшина я все-таки столкнулся — играл урку в фильме «А поутру они проснулись», которого в театре десять лет играл. Есть у Шукшина малоизвестный рассказ «Чужие». Вот старика оттуда я бы сыграл.

Первая роль: в фильме «Отряд».

— А жизнь хотели бы свою переиграть?

— Ничего же не изменить! Но если все же помечтать об этом, то, конечно, изменил бы. В каких-то фильмах и ролях не снимался бы точно. Но по большому счету — нет, ничего бы менять не стал. Зачем переписать свою жизнь?

— Насколько вам важен партнер? Или вы с любым актером, имея такой опыт, готовы оказаться рядом?

— Не могу кого-то выделить. Мы же не дальнобойщики, чтобы ездить с кем-то в одной машине. Мне везло на огромное количество замечательных актеров и актрис.

— А повторить начало пути не хотелось?

— Я поступал в Москве в Щепкинское театральное училище, читал там прозу Белова. Провалился на первом же туре, да так, что мне сказали: «Все! Поезжайте к себе в Херсон». Я бродил три дня по Москве, вспоминал свой репертуар по сценической речи в театральном училище в Днепропетровске, то, что было со мной до театра и армии. И подумал, а почему бы мне не читать то, что я знаю и люблю. И уже на экзамене в Щукинском училище, ГИТИСе, Школе-студии МХАТ читал шукшинский «Микроскоп». Во МХАТе мне сказали: «Ничего не читай кроме «Микроскопа». Так что благодаря шукшинскому «Микроскопу» я поступил в Школу-студию МХАТ. Кстати, еще раньше я случайно поступил в театральное училище в Днепропетровске. Я туда и не собирался. Моя мама отвезла документы, пока я метался. Так, в 15 лет я стал жить в другом городе, в общежитии. 1 сентября, когда я начал учиться, мне исполнилось 15 лет. С тех пор я и занимаюсь этим страшным делом. Отпуска трачу на кино и мечтаю вырвать хотя бы 10 дней, чтобы съездить на Украину к маме. А вы думаете, что я отдыхаю и провожу отпуск как-то по-особенному? Снявшись в кино или отыграв спектакль, не ложусь в реанимацию, чтобы выйти из образа.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27772 от 1 сентября 2018

Заголовок в газете: Как стать актером в день рождения

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру