В консерватории отметили 100-летие Литвы

Музыка Фаустаса Латенаса не на стороне смерти

21.09.2018 в 11:52, просмотров: 2358

Авторский концерт композитора Фаустаса Латенаса, посвященный 100-летию восстановления Литовского Государства, состоялся в Большом зале Московской консерватории. Маэстро Латенас, известный прежде всего как театральный композитор, автор музыки ко всем спектаклям Римаса Туминаса, а также ко многим постановкам Эмунтаса Някрошюса и Юрия Бутусова, предстал на этом вечере как серьезный автор академических сочинений камерного и симфонического жанров. Протокольная часть концерта тоже была весьма солидной: программу первого отделения торжественно открыл посол Литвы в России Ремигиюс Мотузас, а второго – ректор Московской консерватории Александр Соколов.

В консерватории отметили 100-летие Литвы
Фото: vakhtangov.ru

Авторский концерт современного композитора в Большом зале консерватории на сегодняшний день – уникальное событие. А тут еще и такой мощный контекст: 100-летие восстановления Литовского Государства, популярность театра Вахтангова, для которого Фаустас написал огромное количество музыки… Неудивительно, что зал был полон, а среди гостей – немало известных и медийных лиц. Разумеется, представительство Литовского посольства, конечно, театр Вахтангова во главе с худруком Римасом Туминасом – Людмила Максакова, Ирина Купченко и другие артисты самого успешного московского театра. Но вся эта внешняя помпа не имела ничего общего с «протокольными» мероприятиями, на которых непременно надо «засветиться». Было очевидно, что публика пришла послушать прекрасную музыку, которой Фаустас Латенас, один из самых искренних и честных музыкантов современности, без фальши, профанации и шарлатанства, увы, давно уже ставших неотъемлемой частью «творчества» актуальных композиторов, щедро делится с миром.

В концертной программе, состоявшей из камерно-инструментальных и симфонических сочинений Латенаса приняли участи литовские музыканты высочайшего класса. Их исполнительское мастерство сочетало виртуозность, необходимую для исполнения весьма сложной музыки XXI века и еще более необходимую проникновенность и эмоциональность. Создание ярчайшего тематического материала, чаще всего основанного на узнаваемых жанрах – вальс, танго, пасодобль, самба, хабанера, любимый литовским композитором латинос - выстраивание невероятно логичной музыкальной драматургии, мотивированная интеграция в музыкальную ткань приемов композиции ХХ века – включая атональность, сонористику и серийную технику – все это характерные черты композиторского стиля Латенаса, чрезвычайно индивидуального и узнаваемого на слух. И это тоже – фантастическое свойство, которое в наши дни постпостмодернисткой эклектики музыкального языка дано немногим.

Две очень красивые исполнительницы скрипачка-блондинка Рута Липинайтите и пианистка-брюнетка Индре Байкштите были совершенно великолепны. Грандиозный альтист Томас Петрикис, замечательный виолончелист Повилас Яцунскас были равно хороши и в соло, и в ансамблях. Кульминацией вечера стал трагический Концерт для виолончели с оркестром, который исполнил выдающийся музыкант с мировой славой Давид Герингас.

Своеобразную ноту внес в концерт его ведущий – профессор Викторас Герулайтис. Он каким-то удивительным образом совместил в себе роль лектора-музыковеда и образ игривого конферансье из образцовского «Необыкновенного концерта». Впрочем, учитывая, что Фаустас Латенас – композитор театральный, что отчетливо проявилось и в его академических сочинениях, такое ведение вечера, поначалу вызвавшее легкое недоумение, в конце концов показалось вполне уместным и составило контраст драматичной и вызывающей бурю эмоций музыке.

Музыка Фаустаса Латенаса не просто выразительна, она очень печальна. Щемящая грусть – это, пожалуй, главная эмоция, выраженная в его партитурах. Здесь много образов, связанных со смертью. Но автор – не на стороне смерти, он на стороне живых, тоскующих, страдающих, но все равно живущих и страстно любящих эту жизнь, полную тоски о несбывшемся. Именно поэтому Латенас, написавший музыку более, чем к 350 (!!!) спектаклям, так созвучен режиссуре Римаса Туминаса и драматургии Чехова.

Те, кто упрекает Латенаса во «вторичности», неправы. Сегодня не может быть не «вторичной музыки». Современные композиторы вынуждены иметь дело с отработанным музыкальным языком и, как однажды сказал Алексей Рыбников, имеют право взять себе весь арсенал композиторских средств и использовать его по своему усмотрению. Вопрос в том, что именно ты берешь и как используешь. Берешь ли ты мертворожденные схемы псевдоавангарда и спекулируешь на якобы «актуальных», а на самом деле безнадежно устаревших формулах тотального атонализма, или используешь приемы традиционного романтизма и бытовой музыки, которая является частью твоей жизни. Фаустас Латенас создает человеческую музыку. Он пишет то, что слышит, то, что чувствует и переживает сам. Он не конструирует и не изобретает, а делится тем, что ему самому нравится. И потому искренность его музыкального месседжа никого не оставляет равнодушным.