Сын нацистского офицера подарил России фото брестской трагедии

Немец передал личные документы отца на глазах у защитника Брестской крепости

У войны всегда есть лицо: лицо врага, лицо защитника. И лишь спустя десятки лет оно становится просто человеческим, вне зависимости от национальности и прошлого. Дитмар Вехтлер, сын бывшего офицера 45-й пехотной дивизии, штурмовавшего Брестскую крепость в 41-м, специально приехал в Москву, чтобы передать семейные фотографии Российскому государственному военному архиву. Об уникальности документов и встрече сына бывшего нацистского офицера с ветераном Брестской крепости — в материале корреспондента «МК».

Немец передал личные документы отца на глазах у защитника Брестской крепости
Петр Котельников пожимает руку Дитмара Вехтлера. Фото: Сергей Котельников

Дитмара Вехтлера об этом никто не просил. Это было его личное решение, вдохновленное поступком отца в 1993-м. Михаэль Вехтлер, тот самый нацистский офицер, спустя 52 года после осады крепости приехал в Брест и отдал мемориальному комплексу 189 собственных фотографий, 399 слайдов и 2 видеокассеты того периода. Оставшуюся часть семейного архива его сын Дитмар почти год назад, а точнее 15 декабря 2017 года, начал передачу уникальных документов, а 27 сентября 2018-го завершил.

В торжественной обстановке, в присутствии ветеранов Великой Отечественной, дипломатических представителей Германии, Австрии, Венгрии, Китая, Болгарии, Польши и Кореи, при участии общественной организации «Дух Эльбы» и Россотрудничества в фонд музея было передано порядка 100 негативов и 3 открытки на березовой коре, написанных матери Дитмара его отцом во время осады крепости. Открытки небольшие: размером со стандартную фотокарточку для семейного альбома и в идеальном состоянии. На тончайшей березовой коре нет ни загибов, ни трещин. Есть только синие чернила и аккуратно выведенное обращение — «liebe» (нем. — любимая) на каждой из них.

— Эти открытки датируются 18, 26 и 28 июня 1941 года. То есть незадолго до и во время наступления на Брест, — рассказывает Вехтлер. — Долгое время мой отец вообще не мог говорить про войну. А потом взял и приехал в Брест. Я надеюсь, эти документы помогут осмыслению прошлого и будут способствовать возобновлению хороших отношений между нашими странами.

Берестяные открытки. Фото: Сергей Котельников

Дитмар говорил, и внимательнее всех его слушал Петр Павлович Котельников, 83-летний защитник Брестской крепости. Единственный, кто так и не смог оставить цитадель после войны. Параллельно на экране появляются кадры документального фильма «Цитадель памяти». Антонина Григорьевна, супруга ветерана, украдкой смахивает слезу. Вехтлер все говорит. Котельников неотрывно слушает.

— Ему, наверное, тяжело это воспринимать, — спрашиваю я у Сергея Котельникова, сына ветеранов.

— Уже нет. Слишком много лет прошло. Никаких личных обид уже не осталось. Папа и с Михаэлем был знаком. Даже дружили, в гости друг к другу ездили. Война — это ведь люди прежде всего.

Память об этих людях, как и о достоверности исторических событий, должна дойти в сохранности до их потомков. Именно это предстоит сделать исследователям Российского государственного военного архива. О полученных документах мы поговорили с директором музея Владимиром Коротаевым.

— Когда можно говорить об уникальности полученных документов?

— После проведения экспертизы. Наши эксперты до сих пор изучают первую партию архива. Но могу вам с уверенностью сказать, что берестяные открытки — уникальные документы.

Церемония подписания акта о передаче семейного архива. Фото: Сергей Котельников

— До этого были случаи, когда в ваш архив передавали фотографии именно с немецкой стороны?

— Нет, это первый. Были обратные случаи, когда мы передавали личные документы по запросу родственников или самих фигурантов дел. Я очень надеюсь, что этот случай не будет уникальным и станет примером для других владельцев таких оригинальных документов.

— Сейчас нередко в школьных учебниках искажают историю. Как вы считаете, какую правду должны знать потомки?

— Конечно, школьники должны не просто знать основные даты. Им нужно прививать уважение к умершим. Они должны понимать, что в конечном счете страдают простые люди. Наша задача — помочь им объективно оценивать события прошлого.

— Какая дальнейшая судьба этих документов?

— Архив прежде всего работает на запрос. Но мы очень хотели бы организовать выставку личных документов немецких военных. Нам повезло, что отец дарителя оказался фактически военным фотографом и скрупулезно фиксировал все события начала Великой Отечественной войны.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27796 от 29 сентября 2018

Заголовок в газете: Брестский мир

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру