Портреты Елизаветы II, Шаляпина и Бенуа показали в Москве

На выставке художника Сорина собрали его лучшие работы

Ему позировали королевские особы, миллионеры, политики и знаменитости. Однако иной раз обласканный вниманием знатной публики портретист выбирал в модели простых людей с неординарной внешностью. Савелий Сорин из тех, кто всегда плыл против течения, без оглядки на критиков и моду. Несмотря на прижизненное признание, сегодня в России о художнике-эмигранте вспоминают не часто. Эту несправедливость исправляет галерея «Наши художники», собрав на выставке Савелия Сорина его лучшие работы со всего света.

На выставке художника Сорина собрали его лучшие работы

Основанная в 1995 году галерея «Наши художники» сделала своей миссией возвращать полузабытые имена художников русского зарубежья. Новое открытие — портретист Савелий Сорин, художник, который всегда шел своим путем, вопреки всему и вся. Сорин родился в небогатой еврейской семье в городке Полоцке (Витебская губерния) в 1878 году, в черте оседлости. 15-летним мальчишкой ушел из дома, чтобы учиться рисованию. Отец был портным, и не одобрял интересов сына. Но вопреки родительской воле Савелий поступил сначала в Одесскую рисовальную школу, а потом в Императорскую академию художеств, в мастерскую Ильи Репина. В разгар событий 1917 года ему пришлось покинуть родину: через Крым попадает в Европу, а Вторая мировая приводит его в США. Он успел получить славу модного художника еще в России, но расцвет его творчества пришелся на годы эмиграции.

Отношение к его творчеству было неоднозначным. Так, художница Антонина Любимова, подруга Анны Ахматовой, назвала его портрет поэтессы «рисунком для конфетной коробки». Зато биограф Ахматовой — Михаил Латманизов — считал работу прекрасной. Очевидно, дело тут снова в этом пресловутом «вопреки». Когда другие художники уходили в абстракцию, шокировали публику принципиально новыми идеями и формами, Сорин, наоборот, все больше обращался к реализму. Но все признавали его великолепную технику — тонкую, ювелирную, его манеру отличает строгость и острота линий.

— Сорин создал за свою жизнь около тысячи работ, мы собрали на выставке самое лучшее — 28 вещей из девяти музеев и двух частных собраний, — рассказывает основательница галереи Наталья Курникова. — В основном выбрали работы в его фирменной графической технике — карандаш, сангина, пастель, темпера, гуашь, акварель.

Сорин очень рано выбрал для себя главным жанром портрет. Маслом он писал только в ранние годы. На выставке можно найти один из примеров такой работы — портрет Екатерины Пешковой, жены Горького. А в каталоге, выпущенном к проекту, есть и портрет самого писателя, ныне хранящийся в Музее изобразительных искусств Сан-Франциско. Большинство портретов исполнены на бумаге, наклеенной на холст. Эта техника позволяла Сорину отражать мельчайшие детали, создавать тонкие психологические портреты. У Сорина почти отсутствует фон, часто его нет вовсе и даже одежда набросана лишь схематично. Зато лицо, особенно глаза — зеркало души — выписаны с невероятной точностью. Сохранена даже природная асимметричность.

Таков портрет князя Сергея Оболенского, полковника Кавалерийского полка. Или журналиста Соломона Полякова-Литовцева. Или князя Сергея Волковского, директора Императорских театров. Княгиня Ольга Орлова, чей высокомерный величественный образ знаком каждому по знаменитому портрету Серова, тоже написана очень тонко — без лишних деталей, сплошная психология личности. Визитная карточка Сорина в России — портрет коллекционера Веры Тищенко выписан в той же манере. Среди моделей Сорина находим самых-самых: балерину Анну Павлову, основателя конституционно-демократической партии Павла Милюкова, жену банкира-миллионера деловую даму Аделаиду Кан, балетмейстера Михаила Фокина, пианиста Григория Гуревича, художника Александра Бенуа, певца Федора Шаляпина и его дочерей Дасию и Марию… Не раз Сорина нанимал британский монарший дом. В его презентационном альбоме есть портрет принцессы Йоркской, ныне правящей королевы Великобритании Елизаветы II. Оригинальный ростовой портрет хранится, очевидно, в Букингемском дворце.

Впрочем, Сорин писал не только сильных мира сего. Иной раз он находил колоритных персонажей случайно и приглашал в свою мастерскую. На выставке есть такой портрет, он выделяется на фоне других. Девушка с усталыми томными глазами, и, наверняка, непростой судьбой. В руках папироса, рядом рюмка. Образ напряженный и мощный.

— Сорин увидел ее в кафе, предложил написать, — рассказывает Курникова. — Она поначалу отказалась, но потом подошла к столику и попросила посмотреть его работы. Согласилась. Художник пригласил ее в свою мастерскую в 8 утра. Думал не придет, а она пришла.

При жизни Сорин провел около 60 выставок. После вернисажа в Лондоне он получил немало заказов от британской королевской семьи. А когда перебрался в США, к нему выстраивались в очередь высшие круги американского бизнеса — Каны, Дюпоны, Асторы, Вулворты, Меллоны. Работы Сорина вошли в собрания Метрополитен-музей и Фрик Коллекшн в Нью-Йорке, Национальная галерея искусств в Вашингтоне, Люксембургский музей в Париже. Немало работ находится в Монако — супруга художника Анна Сорина дружила с Грейс Келли, многие вещи оставила подруге. Есть работы портретиста и в России — в Третьяковке, Русском музее. Единственная персональная выставка Сорина на родине состоялась 45 лет назад, когда вдова мастера передала в дар советским музеям 30 произведений. С тех пор на родине художника о нем вспоминали редко, пока затянувшуюся паузу не нарушила галерея «Наши художники». Возможно, после этого проекта музейщики вспомнят о мастере психологического портрета и достанут из запасников его шедевры.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27835 от 16 ноября 2018

Заголовок в газете: Тихая слава громкого художника

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру