Выставка Фриды Кало и Диего Риверы открывается в Манеже

Представлена любовная переписка знаменитой пары из коллекции Анн-Мари Спрингер

Фрида Кало и Диего Ривера — словно два полюса, которым суждено было тянуться друг к другу всю жизнь. История их любви полна страсти, измен и крутых поворотов. А искусство, такое же полярное, как их личности, неожиданно срослось в единый организм. Почувствовать магнетизм самой знаменитой пары в искусстве можно на выставке-блокбастере в Манеже, организованной петербургским Музеем Фаберже и культурно-историческим фондом «Связь времен». Двойная ретроспектива представляет около 90 произведений — живопись, рисунки, литографии.

Представлена любовная переписка знаменитой пары из коллекции Анн-Мари Спрингер
Фрида изображает себя в больнице после очередной операции, где ее насильно кормят мясом животных.

В этом сезоне как никогда в тренде любовные романы в искусстве. Это можно было сначала ощутить на выставке о Пикассо и Хохловой в Пушкинском музее, и теперь в Манеже — на ретроспективе Кало и Риверы. Проект открывает фотохронология и биографии художников. История Фриды — это история боли и преодоления. С самого детства она страдала — сначала от недостатка материнской любви (в семье было шесть детей) и последствий полиомиелита, перенесенного в 6-летнем возрасте, из-за которого осталась хромой на всю жизнь (одна нога была тоньше и короче другой). Потом — от результатов автокатастрофы (столкновения автобуса, в котором ехала Фрида, с трамваем). Она получила многочисленные травмы и переломы, из-за которых не могла иметь детей и испытывала постоянные боли. А позже — душевные муки из-за бесчисленных измен мужа, на которые она отвечала сторицей. Фрида — смелая, дерзкая, яркая — художник-самоучка, чье творчество насквозь личное. Искусство Диего, напротив, — общественное, революционное во всех смыслах. Он — великан с лицом и душой ребенка, вспыльчивый и любвеобильный. К моменту встречи с Фридой он успел получить профессиональное образование, прожить 14 лет в Европе, познакомиться с главными художниками своего времени, такими, как Пикассо и Модильяни, и прославиться. Дважды жениться и развестись, стать отцом и потерять сына. И вот их судьбы пересеклись. Сначала на миг — Диего расписывал аудиторию в школе, где училась Фрида: девчонка несколько раз выкрикивала язвительные комментарии из-за колонны, а в один из вечеров напросилась наблюдать за работой именитого мастера. А позже (ему было 43, а ей 22) их жизни соединились навсегда.

Автопортрет.

Сердцем выставки стала любовная переписка супругов из коллекции Анн-Мари Спрингер, выставленная в центральном зале. «Спасибо, моя жизнь, за то, что ты был со мной. Если ты найдешь меня уснувшей, я отправлю тебе тысячи поцелуев», — пишет Фрида Диего в 1944 году, уже после второй свадьбы, нескольких вынужденных абортов и бесконечных операций. Здесь же, в центральном зале, две ключевые работы. Первая — одна из самых известных картин Фриды, миниатюрное полотно «Сломленная колонна». Ее обнаженное тело исколото гвоздями, что символизирует не только физическую боль, но и душевную (выражение «вбить гвоздь» в Мексике значит изменить), а вместо позвоночника — надломленная античная колонна. Вторая — самая неизвестная работа Диего, некогда подаренная СССР и затерявшая в запасниках Пушкинского музея. Пятиметровое полотно «Славная победа» о перевороте в Гватемале в 1954 году, «купленном» на американские деньги и унесшем тысячи жизней. Любопытно, что на обороте полотна есть набросок на тот же сюжет.

«Сломанная колонна», Фрида Кало.

Выставочное пространство разделено на две половины. Правая — мужская. Фоном для искусства Риверы становится синий цвет, в который выкрашен дом, где жили Диего и Фрида в Мехико. Левая — женская, оформлена в терракотовых тонах, символизирующих связь с мексиканской землей. Обращение к доколумбовым традициям — то, что объединяет творчество супругов. Оба пишут коренные народы континента и задают тон в национальном искусстве постреволюционной Мексики. Диего и Фрида — дети революции 1910 года, они жили и мыслили этими идеями. Фрида даже называла годом своего рождения не 1907, а 1910-й. На ее половине много национального, но еще больше личного — автопортреты, рисунок, сделанный после автокатастрофы, картины, изображающее ее после операций. На одной из них в девушку через воронку вливают мясо, что изображено до предела символично и в то же время реалистично. В действительности Фрида была вегетарианкой, но после операций ей был необходим белок, ее и правда кормили через воронку размолотым мясом животных. Одна из самых последних работ художницы выполнена на металле: обезглавленное обнаженное тело Фриды будто разъедает кислота. Это тоже близко к реальности: в последние годы боль была настолько невыносима, что обезболивающие уже не помогали, и Фрида пыталась ее заглушить алкоголем и наркотиками.

«Круг». Одна из последних работ Фриды Кало.

Самая последняя работа Фриды присутствует на выставке фигурально: фраза, которую она написала на натюрморте с арбузами «Да здравствует жизнь!», вынесена в заголовок проекта. Зато есть одна из последних работ Диего — она тоже изображает сочные дольки арбуза и говорит о том, что чувства к Фриде оставались сильны в нем даже спустя годы после ее кончины. Натюрморт становится финалом «синей зоны» выставки, где работы Риверы представлены во всем своем разнообразии. Здесь есть и пейзажи в духе Сезанна, и опыты кубизма, и национальные темы, и портреты русских детей, напоминающих космонавтов (сделаны после очередного визита в СССР и накануне запуска первого спутника в космос). Большинство работ для выставки представил частный музей Долорес Ольмеды. Эта сильная состоятельная женщина была одной из последних возлюбленных Риверы. После его смерти Долорес купила немало работ художника и его знаменитой супруги. Из 148 произведений Фриды и Диего, которые есть в собрании музея, в Россию приехало 40.

Натюрморт с арбузами - одна из последних работ Диего Риверы.

Отдельный раздел на выставке посвящен мексиканским художникам, последователям и ученикам Фриды и Диего. А завершается проект желтым залом, где можно отдохнуть на пуфиках в окружении светильников в виде корсетов (подобные всю жизнь приходилось носить художнице), любуясь скульптурой, созданной по мотивам известной картины Фриды «Раненый олень».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27865 от 21 декабря 2018

Заголовок в газете: Мексиканские страсти в Манеже

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру