В Доме-музее Высоцкого открылась новая мультимедийная экспозиция

Более 600 предметов экспонируются впервые

24 января Дом-музей Владимира Высоцкого представил посетителям новую постоянную интерактивную экспозицию «Владимир Высоцкий. Жизнь и творчество». Корреспондент «МК» побывал на торжественном открытии выставки и собственноручно проверил, как мультимедийные технологии могут помочь зрителю насладиться уникальными музейными экспонатами и отразить эпоху.

Более 600 предметов экспонируются впервые

Трехэтажное здание в бывшем Нижнетаганском тупике, а ныне на улице Высоцкого готовится принимать гостей: новая постоянная экспозиция — не просто красивое завершение цикла мероприятий к 80-летию поэта, это интерактивное путешествие в жизнь, творчество, эпоху Владимира Высоцкого.

Благодаря существенному расширению экспозиционной площади до 500 кв. метров и архитектурно-планировочным решениям художника Сергея Мироненко посетителей ждут 7 мультимедийных залов, удивляющих не только задумкой, но и воплощением. Более 1500 оригинальных экспонатов советской эпохи, 651 из которых выставляется впервые, расположены согласно основным разделам дома-музея: «Театр и кино», «Гостиная. Любовь и дружба», «Мир песни», «Мемориальный кабинет».

— Экспозиция создана на самом высоком уровне: увеличено выставочное пространство, и собрано все наследие Высоцкого, — сообщает собравшимся руководитель Департамента культуры города Александр Кибовский. — Был полностью переоборудован концертный зал. Теперь там установлен новый технический пульт, а также заменено световое и звуковое оборудование. Таким образом, наш музей становится самым современным, каким и остается для россиян сам Высоцкий.

Главный художник проекта Сергея Мироненко хотел, чтобы у зрителя возникал живой образ поэта, в чем ему, по собственному признанию, помогли мультимедийные средства: «Я хотел создать ощущение, будто вы только что побывали на концерте Владимира Семеновича или мгновение назад вышли с его кухни на Малой Грузинской».

Но все концерты, спектакли, гастроли и даже кухня на Малой Грузинской будут потом. А начнется все, как и положено, с детства. Тусклое освещение первого выставочного зала переносит жителей современного мегаполиса в далекий 1938-й, когда маленький Володя Высоцкий только появился на свет. Справа — генеалогическое древо будущего артиста и поэта, слева — весь временной отрезок жизни, переложенный на ленту советского радиоприемника, в центре — большой мультимедийный стол, больше напоминающий деревянную скамью у придорожного вокзала. Каждый отрезок на радиоленте можно не только прокрутить при помощи специального механизма, но и оживить: воспроизвести песню, созданную в выбранный год.

Таким образом, пересекая метафорическую дорогу от рождения к жизни, вы оказываетесь у дверей-витрин в комнаты коммунальной квартиры, где проходило детство и юность поэта. Особое удовольствие доставляет вежливое предложение смотрителя музея: «Вы можете здесь все потрогать». И действительно, одно нажатие на дверной звонок подсвечивает коричневый пиджак 50-х годов, в котором Высоцкий отправляется штурмовать Школу-студию МХАТ.

Взгляд останавливается на советской сушилке для волос. По задумке художника, гигантский агрегат становится своеобразным рупором улиц: из него играют популярные песни того времени, но благодаря форме и технологии звук направляется исключительно на сидящего под сушилкой человека.

Проходя через мемориальную гостиную Высоцкого, воссозданную из экземпляров коллекции Марины Влади, предметов мебели актера, работ художника-карикатуриста Михаила Златковского, а также множества подаренных поэту икон (сцены «Воскресения», «Сошествия во ад» и «Явления Христа апостолам»), посетитель встает перед выбором: посидеть с бардом на кухне или отправиться на спектакль. Мы начали с кухни.

Длинная узкая комната, сплошь увешанная фотографиями знаменитых друзей и заставленная выставочными блоками с архивными документами, заканчивается белым кухонным гарнитуром с Малой Грузинской и черным стационарным телефоном. Стоит только снять трубку и набрать на диске домашний номер Владимира Семеновича — 253-73-64, как начинается магия. На звонок отвечает Высоцкий, точнее, его трехмерная проекция, возникающая по ту сторону кухни, которая в обычном режиме поначалу кажется плохо освещенным куском комнаты. Голограмма поет, перемещается по комнате, а потом распадается на тысячи маленьких частей, пока новый посетитель своим звонком не оживит ее вновь.

Кстати, о телефонах. В зале имеется еще один хитрый аппарат, по которому можно дозвониться до Владимира Семеновича. Набирая трехзначный номер с железной песенной панели, в телефонной трубке уличного автомата за 2 условные копейки слышишь хриплый баритон главного советского барда.

Пожалуй, большую часть экспозиции занимает творчество поэта. Стены оставшихся залов, благодаря высокотехническим проекторам и мультимедийным экранам, отображают ту или иную страницу в бурной театральной, кинематографической и музыкальной биографии Владимира Семеновича. В течение последних 10 лет оцифровывался колоссальный объем аудио-, фото- и видеодокументов, которые теперь доступны любому посетителю в свободной интерактивной форме.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27887 от 25 января 2019

Заголовок в газете: Как позвонить Владимиру Высоцкому?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру