Цискаридзе обвинил Большой театр в ужасном «Щелкунчике»: нет половины декораций

«Смотреть невозможно, удалены сцены волшебства»

Звезда балета, ректор Академии хореографии им. Агриппины Вагановой Николай Цискаридзе обрушился с резкой критикой на Большой театр. Он, в частности, заявил, что «Щелкунчик», который сейчас идет в главном театре страны, удручает. Это прозвучало как гром среди ясного неба на встрече председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко с руководителями детских театров страны.

«Смотреть невозможно, удалены сцены волшебства»

Хотя все началось в здании на Большой Дмитровке, 26, благостно. Валентина Матвиенко, сидевшая в центре президиума и умело управлявшая действительно важным собранием, первым делом сообщила приятную в финансовом отношении новость, а именно: в Год театра детские театры России могут получить дополнительные пять миллиардов рублей.

— С таким предложением я обратилась к президенту, и я надеюсь, нас поддержат. Вроде бы известно, что театр начинается с вешалки, но я-то уверена, что театр начинается с детства, — сказала Валентина Ивановна и предложила провести встречу, на которую съехались представители практически всех регионов в деловом формате. То есть никаких победных отчетов, а «обозначьте проблемы». А чтобы деятели не растекались мыслью по древу, обозначила тайминг — пять минут, по истечении которых отключался микрофон. Стоит сказать, что редкий спикер выдержал обозначенные рамки.

Итак, какие же проблемы имеет сегодня российский детский театр? Кроме финансирования и невнимания со стороны региональных властей, контент для детей в условиях стремительного развития новых технологий, когда новое поколение мало чем можно удивить. Не хватает специалистов на местах: отучившись в театральных вузах Москвы, они не возвращаются в родной город, стараются устроиться в столице (об этом напомнил Сергей Безруков, худрук Губернского театра).

— С театров всегда спрашивают, — артистично начал свой спич Сергей Витальевич, — может, хотя бы в Год театра нам скажут: «Театры, возьмите, пожалуйста, или дайте театру».

Еще проблема — слабая социальная защищенность тех, кто работает для детей. Большие сложности — получить звания для артистов, работающих для детской и семейной аудитории. А это, по словам министра культуры Владимира Мединского, намного сложнее, чем работать для взрослых. «Ребенка не обманешь, — подчеркнул министр. — Поэтому нужно совершенствовать систему морального и материального поощрения».

О материальном: конечно, людей из регионов не могла не ранить информация, прозвучавшая от Александра Кибовского, главы Департамента культуры Москвы: средняя зарплата по столице нашей родины в театрах, в том числе и детских, — 67 тысяч рублей. Рядом со мной кто-то из провинциалов даже присвистнул с завистью.

К проблемам относятся высокие комиссионные посредникам при продаже билетов, и это несмотря на установку, что цены на детские спектакли должны оставаться доступными, в отличие от зрелищ для взрослых, когда театры легко вздергивают цены на популярные спектакли — в столице они доходят до 15 тысяч. Еще одна проблема — отчетность, которой задушены учреждения культуры. И недалек тот час, когда количество работников, которые на каждый чих пишут бумажки и отчеты, превысит количество артистов, выходящих на сцену.

— Эти отчеты — нафталин, только отвлекают от работы, — констатировала Матвиенко.

В этой части к ней апеллировали многие, в том числе и министр культуры. Отчеты отчетами, финансы финансами, но поднявшийся на трибуну Николай Цискаридзе довольно резко свернул в сторону качества театрального «продукта» для детей, поднял вопрос о состоянии спектаклей.

— В каком состоянии наш Большой театр содержит этот легендарный спектакль! Смотреть невозможно, — эмоционально высказался Николай Цискаридзе. — Я много лет танцевал главные партии и знаю весь спектакль. То, что я увидел в декабре, меня потрясло — нет половины декораций, удалены сцены волшебства. Я вернулся с этого спектакля, включил запись «Щелкунчика», еще ту, где танцевали Екатерина Максимова и Владимир Васильев, — там все на месте, и сцены, и великолепные декорации Вирсаладзе. А при этом мы говорим о театре, бюджет которого на сегодняшний день — 4,5 миллиарда рублей. Но такое состояние спектакля невозможно. Как невозможно видеть на сцене Снегурочку в трусах, в черном кабинете.

Цискаридзе убежден, что «мы никогда не приведем детей в театр, если в нем не будет волшебства. И еще — когда мы говорим о детском театре, важно понимать, что в театре все главное, мелочей не бывает: помещение, программки, буфет — все важно».

Среди всех выступавших, которые зачем-то так и норовили отчитаться о проделанной работе, не забыв упомянуть при этом «Единую Россию» (например, самарский театр), небезынтересно было узнать об опыте работы со школьниками в Пензе. Там, например, существуют проекты «Культурный автобус» и «Культурный дневник» — последний губернатор области лично ежегодно вручает школьникам.

Встреча закончилась вовремя, и, подводя итог, Валентина Матвиенко предупредила: «Театр должен быть ухоженным, чистым, сиять. И это зависит от вас. Иногда глаз замыливается, можно не увидеть разбитые ступеньки, грязный вход, немытые стекла и так далее, и так далее. Для театра это неприемлемо». И твердо пообещала: «Вот теперь, когда буду бывать в регионах, буду заходить в детские театры, чтобы все время были в напряжении». Последнее никого не испугало, а напротив, вызвало аплодисменты.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27897 от 6 февраля 2019

Заголовок в газете: Матвиенко увидит снегурочку в трусах

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру