На Берлинском кинофесте показали фильм о 70 мальчиках, ставших жертвами священника-педофила

Движение #Me too коснулось церкви

Премьера дебютной картины «Мальчик русский» выпускника кабардино-балкарской мастерской Александра Сокурова, Александра Золотухина, состоялась в программе «Форум» 69‑го Берлинского кинофестиваля. Мальчики, ставшие жертвами обстоятельств, вереницей переходят из фильма в фильм. Их насилуют взрослые дяди, калечат на войне и дома. Бедные дети, не имеющие возможности защититься, становятся заложниками нанесенных травм навсегда или же мстят этому ужасному миру.

Движение #Me too коснулось церкви
Франсуа Озон и его герой-священник. Фото предоставлено пресс-службой Берлинского кинофестиваля.

Наступило время публичных признаний и разоблачений. Взрослые люди вспоминают события 30‑летней давности, рассказывают о том, как стали жертвами сексуальных домогательств, педофилии уважаемых в обществе людей. Но никаких реальных жертв в Берлин не привезли, как это было в Америке на фестивале «Сандэнс» совсем недавно.

Французский режиссер и певец однополой любви Франсуа Озон, вечно призванный украшать конкурсные программы главных мировых фестивалей, не получая взамен весомых наград, представил в Берлине принципиально новую для себя картину «Милостью божьей». Она потребовала серьезного расследования давней истории, связанной с растлением более 70 мальчиков католическим священником Бернаром Прейном из Лиона. До 2016 года он продолжал работать с детьми, и только в 2017‑м ему было предъявлено обвинение в содеянном. Высокопоставленные представители церкви были осведомлены о его наклонностях, но закрывали на все глаза, лишь бы не было огласки чудовищного злодеяния. Работа над фильмом проходила в обстановке секретности. Реакция церкви могла быть незамедлительной. К тому же живы как минимум два человека, прототипы героев.

Кадр из фильма «Милостью божьей». Фото предоставлено пресс-службой Берлинского кинофестиваля.

По сюжету, один из персонажей — 40‑летний Александр, состоявшийся и обеспеченный человек, отец пятерых детей (его играет любимый актер Озона, Мельвиль Пупо, но здесь он излишне назидателен), в 2014 году предает огласке события своего детства. Ребенком он был изнасилован в лагере скаутов священником-педофилом. Толчком к признанию стало то, что совратитель малолетних продолжает работать с детьми. Другие жертвы насилия тоже решаются на смелый шаг. Но кто-то не готов к откровениям. Священника играет ветеран «новой волны» Бернар Верли, и это уникальная актерская работа. Одна только извиняющаяся улыбка престарелого священника чего стоит. Он искренне не понимает, почему подвергся нападению на улице. Даже если это дело рук его сексуальных жертв. Прошлое не повод для атаки. Взрослые мужчины несут в себе травмы детства. Почти у всех искорежена психика, а кто-то страдает от физических последствий давних интимных встреч с педофилом, как эпилептик Эмманюэль, у которого поврежден детородный орган. Роль этого неврастеника с документальной точностью сыграл Сванн Арло. Музыку к фильму Озона написали Евгений и Саша Гальперины, живущие во Франции и работавшие с Андреем Звягинцевым на «Нелюбви».

Франсуа Озон и его команда на звездной дорожке. Фото предоставлено пресс-службой Берлинского кинофестиваля.

Антиклерикальную тему, помноженную на популярные идеи движения #Me too, продолжила картина «Бог существует, ее имя Петруния» (именно ее, не его) режиссера из Македонии Теоны Стругар-Митевской. Нелепая и смешная история о том, как ничем не примечательная, безработная, 32‑летняя выпускница исторического факультета, живущая с пожилыми родителями, становится интернет-звездой. Она прыгает с моста за святым крестом, который уронил в реку священник, исполнявший весьма специфический религиозный обряд, в котором принимали участия только мужчины. Зачем Петруния это сделала, она и сама не знает. К религиозным фанатам ее не отнесешь, но крест она украла. Хорошо, хоть священник не видел, как она его прикладывала в постели к нагому телу. Петрунию разыскивает полиция. Глупость оборачивается драмой. Воинственные мужчины с одной извилиной готовы разорвать девицу на части прямо в полицейском участке за то, что покусилась на их мужской крест. Именно таких непритязательных актрис, пришедших словно с улицы, любят награждать в Берлине. Так что у Зорики Нушевой есть шанс получить «Серебряного медведя» за лучшую женскую роль, раз уж деревянный крест у ее героини отняли. Комические ситуации антиклерикального свойства оказываются иной раз более действенными, чем назидательность, присущая Озону.

Мальчишескую тему продолжила картина «Угоняя лошадей» норвежца Ханса Петтера Муланда, где травмы детства, случайное убийство из ружья родного брата, отъезд отца, затянувшийся на годы, сказываются всю последующую жизнь в судьбе мужчин, доживших до преклонных лет.

Кадр из фильма "Мальчик русский". Фото предоставлено пресс-службой Берлинского кинофестиваля.

Свой вариант мальчишеских страданий представил и наш Александр Золотухин в картине «Мальчик русский». Она базируется на реальных событиях времен Первой мировой войны. Столетие назад деревенский нелепый парень, совсем еще дитя, идет добровольцем на фронт. Ослепнув в первые же дни, он станет слухачом, будет нести службу у допотопной трубы. Как только приблизится вражеский аэроплан, тут же должен подать сигнал тревоги, ударяя по железяке. В главной роли снялся непрофессиональный и очень трогательный актер Владимир Королев. Да и рядом с ним в кадре — курсанты военного училища, воспитанники детских домов, рабочие. Фильм получился по духу своему очень сокуровским. Влияние мастера очевидно и даже чрезмерно, чего избежали другие выпускники режиссерской мастерской в Нальчике. Неопытная рука тоже чувствуется. Иногда голос кажется оторванным от изображения. Но есть и своя прелесть в картине. Она кажется не вполне реальной, но наполнена интонацией, рождающейся здесь и сейчас. Репетиция оркестра в кадре, исполняющего музыку Рахманинова, у нас на глазах и в наши дни, и какофония окопов войны оказываются мощным аккордом. Но одинокий голос человека слышен все равно. Он наполняет зрителя состраданием и жалостью к ребенку, который почему-то обречен гореть в аду, устроенном взрослыми людьми. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27901 от 11 февраля 2019

Заголовок в газете: Церковь #metoo

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру