Эксперты оценили слова Мединского, назвавшего "убожеством" взрослых любителей комиксов

"Для многих людей, которые не следят за новинками мировой культуры, это является достаточно сложным чтением"

04.09.2019 в 20:30, просмотров: 6493

Министр культуры России Владимир Мединский на открытии 32-ой Московской международной книжной выставки-ярмарки назвал «убожеством» ситуацию, при которой взрослые люди читают комиксы.

Между тем, авторов комиксов во всем мире называют сегодня живыми классиками. Их ставят в один ряд с большой литературой, и даже награждают Пулитцеровской премией.

В чем прелесть этого жанра, и что несут в себе комиксы, рассказали «МК» известный график, карикатурист, художник комиксов Алексей Иорш, а также писатель и литературовед Артем Новиченков.

Эксперты оценили слова Мединского, назвавшего
Фото: пресс-служба Минкультуры России

- Владимир Мединский сказал, что «комикс — это для тех, кто плохо умеет читать». По словам министра, комикс должен быть предназначен только для ребенка семи-восьми лет, который учится читать.

- Все это очень прискорбно, автор этих строк, явно «сел в лужу», - говорит художник Алексей Иорш. - Причем, это было сказано на выставке, где присутствуют, например, комиксы из Сербии , которые берут свое начало в русской культуре. Их, в свое время, придумали русские офицеры, бежавшие из России после революции. Это были одни из первых комиксов в Европе, наряду с французскими и бельгийскими.

Сейчас комиксы являются предметом чтения не только детей, но и интеллектуалов. Комиксы исследуют в университетах по всему миру. Они не являются предметом массового чтения, как, например, бульварные романы или детективная литература. Я недавно вернулся из Америки, и заметил, что комиксы — это чтение больше для образованного среднего класса, который понимает визуальную культуру и такие нестандартные сообщения, которые не укладываются ни в рамки обычного текста, ни в рамки кино.

Комиксы — это отдельная культура. Года три назад была защищена диссертация по философии, написанная в виде комикса. Мы имеем дело с неким медиа, которое можно наполнять любым содержанием. Оно может быть простым, и детским, и не детским, - каким угодно. Другое дело, что для такой архаичной текстуальной культуры, в которой мы застряли, для многих людей, которые не следят за новинками мировой культуры, это является достаточно сложным чтением.

И мы опять никак не может догнать весь мир, даже Азию, по пониманию такого, казалось бы, простого искусства, явления культуры, какими являются комиксы.

- Есть огромное количество людей, которые получают огромное удовольствие от чтения графических романов и комиксов. Я принадлежу к их числу, - говорит, в свою очередь, писатель и литературовед Артем Новиченков. - Тем, кто считает, что это детский жанр, я бы сказал, что они застряли со своими убеждениями где-то в середине XX века, когда комиксы, действительно, были чтением для детей, потом — для подростков и студентов.

Популярные комиксы Марвел про супергероев, действительно, совсем не сложные и вызывают у широкой аудитории отношение, как к чему-то несерьезному, чем они собственно и являются. Но уже в 70-80-t годы в графических романах появились совсем другие, новые, более сложные истории. Очень глубокие, неоднозначные, подразумевающие в чем-то даже обширные знания в области философии, социологии и так далее. Например, графические романы культового автора Алана Мура, или цикл графических новелл «Город грехов» американского писателя и художника Фрэнка Миллера.