Уральская биеннале осмыслила вопросы вечной жизни на секретном заводе

Бессмертие по паспорту

11.09.2019 в 17:49, просмотров: 2718

12 сентября в Екатеринбурге стартует беспрецедентный для России, а возможно, и мира арт-проект — Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Основная площадка разместилась на действующем оборонном предприятии, обычно закрытом для простых смертных. Теперь два этажа оптико-механического завода заняла выставка, где художники из 25 стран мира рассуждают о бессмертии. Вход в «зону вечного» только по паспортам.

Уральская биеннале осмыслила вопросы вечной жизни на секретном заводе
Территория оборонного завода.

Территорию закрытого завода, где помимо гражданского оборудования (например, инкубаторы интенсивной терапии новорожденных) производят оптику для военной техники, окружает бетонный забор, увенчанной колючей проволокой. Основное направление деятельности предприятия — «оборонка». Прежде вход сюда простым смертным был заказан. Теперь же сюда сможет попасть каждый (по крайне мере, до окончания биеннале в декабре). Правда, для этого нужно заведомо зарегистрироваться, оставить свои данные, а на проходной предъявить паспорт. И вперед к бессмертию — на зеленый свет! В данном случае это не метафора. Путь на выставку указывают светофоры, все «глаза» которых горят зеленым. Такой символический арт-навигатор, придуманный комиссаром биеннале Алисой Прудниковой, не только указывает дорогу к основному проекту, но и заявляет с порога об открытости и доступности того, к чему раньше было невозможно приблизиться. Это можно сказать не только о необычном месте проведения международного арт-события, но и о теме 5-й Уральской индустриальной биеннале.

Возможно ли обрести вечную жизнь и как это сделать? Да и нужна ли она на самом деле человеку? Ответы на эти издревле волнующие человечество вопросы ищут 76 авторов и арт-команд в пространстве размером 10 тысяч кв. м. Основной проект открывают работы Елены Артеменко. Инсталляция «Шарманка» позволяет зрителю запустить беспощадную военную машину: поворот ручки приводит в движение солдатские сапоги, которые начинают маршировать стройным шагом. Обувь существует отдельно от своих хозяев и напоминает о бесчисленных битвах, сопровождающих всю историю человечества. Люди мастерски и высокотехнологично научились истреблять себя, хотя всегда мечтали об обратном — о продлении жизни. Но все циклично — человек приходит в этот мир и уходит из него. Так же циклична сама жизнь: белая полоса сменяет черную. Все войны и кризисы когда-нибудь заканчиваются, а позже начинаются вновь. Об этом вторая работа Елены: видео, где перформеры сначала лежат на полу грудой окаменелых тел, а потом оживают, начинают подниматься и вытягивать себя вверх, как Мюнхаузен, за волосы. А потом снова падают ниц. «Я была в депрессии, когда готовила этот проект, и он стал для меня тем самым рывков, который вытащил из болота. Это вечный ритуал для каждого человека и общества в целом. Вот были митинги в 2011 году, потом протест сдулся, сейчас опять пошла волна, и общество пытается сделать рывок. Это вечный процесс — цикл», — говорит Артеменко. Воплотить идею бессмертия, значит — нарушить цикличность смены поколений. Если человечество откроет секрет бессмертия, сможем ли мы играть по новым правилам? Сможем ли мы преодолеть бессмертие?

Вопросов больше, чем ответов. Например, какие формы бессмертия возможны? Один из популярных прогнозов на будущее — механизация человека. Уже сегодня люди умеют делать роботизированные протезы и заменять органы на искусственные. Если появится новый, модифицированный человек, останемся ли мы людьми? Как мы будем чувствовать искусственное тело? Об этом рассуждает художница из Южной Кореи Кымчен Чон. Ради своего исследования она освоила программирование и робототехнику и создала человекомашины. Перед зрителем они предстают в полуразобранном неактивном виде и кажутся бездушными манекенами: провода и колеса вперемешку с ногами и руками, разложенными на столе. Инсталляцию сопровождает видео, где роботы пытаются танцевать, но танец получается странным и неестественным. Кто в действительности будет контролировать нас, если граница между человеком и машиной сотрется — вот о чем рассуждает кореянка.

Зелёный светофор.

Иная форма бессмертия — цифровая. Виртуальная жизнь, фото и видео, ежедневно фиксирующие нашу бытность, прибрели слишком большое значение в современном мире. С другой стороны — это шанс «сохраниться», оставить память о себе и тем самым обрести бессмертие. Об этом в основном проекте много работ. Франко Ваккари предлагает сделать снимок в фотобудке и оставить его на специальной стене. Анастасия Цайдер представляет фото пленочных камер, которыми больше не пользуются: изображения легендарных аппаратов напечатаны так, что со временем они будут исчезать под действием света. Художники из Нижнего Тагила Анна и Виталий Черепановы устраивают настоящий театр под камерами видеонаблюдения. В результате зритель видит шесть панорам, где вдруг среди серой массы возникает группа людей в красном, скачущая по улице вприпрыжку. Видео составлены вместе так, что команда перформеров «переходит» из одного видео в другое, создавая тем самым замкнутый круг. Вместе с тем время на видео идет вспять — обычные люди на кадрах движутся задом наперед…

Собственно, как изменится понимание времени в случае обретения бессмертия? Инсталляция испанской художницы Кристины Лукаш «По часовой стрелке» позволяет ощутить течение времени. Белый лаконичный зал заполнен механическими часами — всего их 360. Стрелки на часах показывают разное время — интервал составляет 4 минуты. Если сложить их, набегает 24 часа. Иной раз мы считаем дни, часы, минуты, а иногда забываем о времени. И все же знаем — оно есть. А что если время потеряет свое значение? В какой-то момент зритель оказывается лицом к лицу с бесконечностью: мы попадаем в полностью зеркальный коридор. Эта инсталляция — опорная точка выставки, ее придумали не художники, а куратор основного проекта Шаоюй Вэн и команда биеннале. Глядя на несметное количество своих отражений, можно попытаться ответить на вопрос о бессмертии для себя лично. Пройдя через бесконечность, уже по-иному смотришь на произведения художников.

На выставке много умных, многослойных метафор, но к чему же они нас подводят? Что делать с этими знаниями, ведь, похоже, выбора нет — бессмертие уже существует в цифровом формате, а телесное, возможно, не за горами? Танцевать! Так считает известная американская художница Адриан Пайпер, которая больше десяти лет назад переехала в Берлин. Таким образом она пытается сказать простую вещь: не нужно выбирать какой-то один способ действия или мышления, необходимо искать гармонию между нашей интеллектуальной и чувственной природой. Бессмертие — это свобода самовыражения, а значит, оно доступно каждому.

В рассуждениях художников много неопределенного, фантасмагорического и утопического, как всегда бывает с прогнозами на будущее. Но очевидно одно: Уральская биеннале к своему десятилетию сделала заявку на собственное бессмертие, или, как минимум, долголетие. Кроме основного проекта, биеннале представляет работы арт-резидентов, которые работали в разных городах России, международный симпозиум, серию спецпроектов и образовательную программу. Организаторы активно вовлекают в арт-процесс местных жителей и приспосабливают под искусство немузейные пространства, вдыхая в них жизнь. Так, второй по значению площадкой биеннале стало историческое здание кинотеатра «Колизей», построенное в середине ХIХ века. Долгое время оно было закрыто.

Предприятие огорожено забором с колючей проволокой.

Бюджет биеннале составил 76,7 млн руб., из которых 40 — привлеченные средства. Для сравнения: у Лионской биеннале, которая тоже работает с индустриальными пространствами, бюджет составляет 12 млн евро, так что, по словам комиссара биеннале Алисы Прудниковой, «есть к чему стремиться». Возможно, покорять новые горизонты будет проще под крылом Пушкинского музея, в состав которого теперь будет входить ГЦСИ, организация-устроитель биеннале. Процесс перевода федерального центра современного искусства из РОСИЗО в ГМИИ завершится как раз к финалу биеннале в декабре.

Екатеринбург.