Актрисы Юлия и Полина Ауг призвали освободить политзаключенных

В Санкт-Петербурге раздали «Кентавров» за документальное кино

29.09.2019 в 17:05, просмотров: 2283

Международный кинофестиваль «Послание к Человеку» в этом году прошел в 29-й раз. Учитывая непростые для отечественного фестивального движения времена – натуральный долгожитель.

Актрисы Юлия и Полина Ауг призвали освободить политзаключенных
Кадр из фильма "Полуночная помощь". Фото: пресс-служба фестиваля.

Главным призом «Послания» – «Золотым кентавром» - жюри наградило фильм из Мексики «Полночная помощь», снятый американским режиссером Люком Лоренценом. В центре рассказа – семья из Мехико, зарабатывающая на жизни непростым делом – спасением жизней. У семейства Очоа – частная «скорая помощь», летающая по городу, как ангел с мотором. В таком огромном бестолковом городе, насквозь проржавевшим из-за коррупции, бизнес каждую секунду готов обрушиться. То полицейские запросят непомерную взятку, то конкуренты идут на откровенные преступления ради ликвидации соперника. Почти три года провел режиссер в этом ночном царстве хаоса и страха, постепенно приходя к выводу, что именно так может выглядеть островок любви и гуманизма. И в этих заснятых буднях спасателей жизни мы видим героическую сагу.

Еще одна «полуночная» тема оказалась в центре внимания судейской коллегии фестиваля. Второй по значимости приз – за лучший полнометражный документальный фильм – получила картина из Катара (созданная совместно с британскими, канадскими и американскими кинематографистами) «Полуночный путешественник» режиссера Хасана Фазили. Герой фильма – он сам и его семья. Несколько лет назад талибы назначили за его голову изрядную награду, и теперь ему надо срочно спасаться, бежать. Большая семья отправляется прочь с родины в безопасные места. Одиссея героя с женой и детьми –захватывающий лирический рассказ об этой большой и, несмотря на тяжелые скитания, счастливой семье. И о поисках свободы. Эта же картина получила и приз ФИПРЕССИ.

Российская пресса оценила «Полуночную помощь», а в конкурсе короткометражных документальных картин – польский фильм «На связи» Александра Мачейчека. Это трогательная история пожилой пары, в которой муж почти слеп. Тем не менее супруги не собираются отказываться от радостей жизни. Например – отправиться на горнолыжный курорт, где жена будет не только глазами мужа, но и ногами, и эвакуатором. Зато – вместе. Зато – весело.

Кадр из фильма "Хозяин оленей". Фото: пресс-служба фестиваля.

Национальный конкурс в этом году оказался ничуть не менее интересным, чем международный. Как всегда – немало фильмов Школы документального кино Марины Разбежкиной, и ее же ученица Ксения Елян стала победителем конкурса – ее полнометражная картина «Хозяин оленей» получила приз «Кентавр» в своей номинации. Герой фильма – чукотский 8-летний мальчишка Захар. В фильме – безбрежное снежное море, стадо оленей и чум. В одной половине живут две семьи, в другой – школа. В школе есть стол для учителя и ученическая парта. Захар и его друг Пою изучают большой мир из окошка своего чума на полозьях – они кочевники – и из обрывков газет, в которых родители вычитывают страшные новости о бандеровцах. В чуме даже нет телевизора, но мальчик знает, что всякого, кто плохо себя ведет, отправят в Украину и там его убьют бандеровцы. А не такой уж и большой мир, оказывается, если даже без телевизора и интернета «главные новости» долетают до самых отдаленных точек страны так стремительно.

Герою другого российского фильма «Не за горами» Алексея Евстигнеева тоже тесновато на земле. Это маленькая и точная зарисовка из жизни паровозика. Паровозик с маленьким красным вагоном, рискующим развалиться каждую секунду, чухает по уральским горам, перевозя людей, мешки, баулы. В пути завязываются философские беседы и решаются судьбы страны. «Скоро люди будут на Марсе жить – на Земле очень уж тесно стало», - авторитетно заявляет кто-то из пассажиров. И следующий кадр: на сколько хватает глаз – просторы, просторы, просторы. Ни домика, ни поселка, ни дороги. Ничего – только древний паровозик с одним вагоном…

И напоследок – про отдельную радость нынешнего фестиваля, фильмы про недавно ушедших режиссеров в программе «Панорама» - «Форман против Формана» Елена Тржештиковой и Якуба Нейне и «Варда глазами Аньес» самой Аньес Варда. Оба фильма – вроде бы и портреты выдающихся режиссеров, но вместе с тем оба же – не пример любования или самолюбования. Оба фильма – о том, как настоящий художник взаимодействует со Временем через свое творчество. В жизни и творчестве Формана сильно потопталась политика – ничего удивительного, его родители погибли в концлагерях, сам он немало пострадал от советской экспансии, оставшись в Америке не от хорошей жизни. Аньес Варда в меньшей степени оказалась замешанной в политику (по понятным причинам) и больше показывает нам свое взаимодействие со всем огромным разноцветным миром. Миром, который есть главный источник всякого вдохновения. Когда умирал ее муж, режиссер Жак Деми, она решила снять фильм о его жизни. Для Варда ее умение снимать кино стало орудием в борьбе за мужа. Понимая, что болезнь смертельна, она своим фильмом «Жако из Нанта» словно взяла на себя часть его жизни, разделила судьбу с мужем. Этот небольшой эпизод из жизни «бабушки новой волны», как называла себя Варда, очень важен для понимания, что такое искусство в принципе и для чего оно нужно. Искусство – это вторая жизнь, данная нам облегчение. Питерский фестиваль вот уже почти тридцать лет на этом настаивает.