Художник Мустафин создал лабиринт из прямой линии

На выставке «Удаление» смыслы определяет дистанция

20.11.2019 в 17:09, просмотров: 2139

В центре полутемного фабричного зала — небольшой павильон, внутри белый, как чистый лист бумаги. Пространство белого делит надвое яркая горизонтальная полоса света. На до и после? На правду и ложь? На идею и пустоту?.. При приближении оказывается, что в световую линию вписан целый рассказ-лабиринт, замкнутый сам на себе. Визуально минималистическая и концептуально загадочная инсталляция Дениса Мустафина «Удаление» оставляет много вопросов, в том числе — о фейковых текстах. В смыслах писания, собранного из отдельных фраз произведений неведомого автора, блуждал корреспондент «МК».

Художник Мустафин создал лабиринт из прямой линии

Выставка Дениса Мустафина в зале «Оливье» центра творческих индустрий «Фабрика» наполнена скрытыми аллюзиями и ссылками. Разгадать их не просто — в этом и суть. Пустота, разрезанная неоновой полосой, заполнена белым шумом — откуда-то извне слышится эхо неразборчивых голосов. Вблизи неоновая линия превращается в текст, который начинается словами: «В центре189 этой истории71 — двое57: книга и82 герой82. Книга32 останется навсегда92 невидимой188, а32 имени150 героя50 мы никогда не узнаем93».

Чуть ли не через каждое слово — ссылка, но первоисточник и автор текстов, из которых собрана история, остается намеренно скрытым. Сюжет напоминает библейскую притчу, философский абсурдизм и приключенческий этюд одновременно. Это рассказ в рассказе, многоступенчатое погружение в суть себя, поиск смысла существования, Бога, правды, которые невозможно отыскать… «Я специально не указываю автора. Этот текст-матрешка был создан под влиянием одного автора, который оказал на меня серьезное влияние. Я написал оригинальный текст, который суммирует сюжеты и основные темы этого автора», — рассказывает художник.

Сегодняшнее медийное пространство переполнено текстами, первоисточник которых утерян, не меньше и фейковых текстов. Отделить правду от вымысла все труднее. «Отсутствие авторства становится нормой, мы получаем множество заголовков, но непонятно, кто за ними стоит. Все, что попадается нам на глаза, перестает быть документом. Теперь и фотографии легко подделать, появились тексты, которым мы не верим. Ссылки могут быть отсылками куда угодно — в пустоту», — говорит Денис Мустафин.

фото: Мария Москвичева

Этим обусловлено визуальное решение инсталляции — зритель оказывается один на один с пустотой. Однако художник все же не обманывает нас: слова его текста-лабиринта действительно взяты из романов реального писателя, который мастерски добивается эффекта достоверности вымышленных событий путем внедрения в сюжет реальных эпизодов истории и фактов собственной биографии. Этот автор считает поиск истины делом бесперспективным, а его романы — блестящий коктейль из высокой поэтики и приемов масс-культуры, где за приключенческими сюжетами замаскированы рассуждения о серьезных проблемах. Но раскрывать имени писателя мы, следуя замыслу художника, не будем, пусть зритель сам догадывается, читает книгу — «зеркало собственной судьбы» — и ищет выход из лабиринта истины и вымысла… Аллегорическая история Мустафина, возможно, поможет всмотреться в такое мутное зеркало и найти в нем свой «неискаженный образ»…

Читайте также: В Центре Вознесенского рассказали историю дружбы поэта и первой леди