Тихановская против Киркорова: чего стоят ордена Лукашенко

Музыка на фоне белорусской политики

В то время, когда многие люди в ужасе и негодовании смотрят на творящееся в Беларуси и изливают накипевшее объемными текстами, речами, постами, призывами, всегда лаконичный в своей мудрости Андрей Макаревич точно и немногословно обрисовал суть событий: «Интересно, что все эти годы в Беларуси при всех подтруниваниях Лукашенку все-таки любили. Каким же надо обладать талантом, чтобы одним махом все угробить!»

Музыка на фоне белорусской политики

К тому, что одним махом все «угробиться», не был готов, однако, не только сам Батька, но и российские музыканты, попсовики да эстрадники. И перед ними встал вопрос выбора. Поскольку делать вид, что ничего не происходит — или происходит, но «мы вне политики», это уже не просто некомильфо или поза страуса, — это уже просто подлость и предательство по отношению к тому самому «братскому народу», любовь к которому обычно всегда изливалась особенным елеем и который к тому же часть нашего «союзного государства».

То есть по сути — часть нас самих. Эту нашу часть, родную, стало быть, кровинушку, силовики теперь повсеместно дубасят не только на улицах городов и селений, но вылавливают уже в сортирах и подъездах только потому, что они законопослушно пришли на избирательные участки, но проголосовали не так, как хотел и ожидал от них Батька. И у Батьки снесло крышу…

А тут у попсовиков, эстрадников и многих деятелей других жанров культуры навешаны на грудях и лацканах всевозможные Батькины ордена.

Потому что деятели культуры в большой массе своей любили не только «братский народ». Масскульт в наших особенных условиях и при наших традициях, как правило, дорожит дружбой с властью поболее, чем любой другой дружбой.

Говорил же Филипп Киркоров, обладатель главной награды Беларуси — ордена Франциска Скорины, что не видит «никого, кроме Александра Григорьевича» в роли руководителя Беларуси. Говорил не когда-то там, а буквально намедни — на фестивале «Славянский базар» в Витебске в начале июля, когда Беларусь уже проснулась и забурлила накануне выборов. Проснулась, конечно, неожиданно и без предупреждения, не дав не только Киркорову, но многим другим даже малейшей возможности как-то сменить заезженную и изрядно исцарапанную пластинку. В «МК» я уже цитировал Светлану Тихановскую, жену и домохозяйку, вынесенную историей в самый водоворот событий символом объединенной оппозиции и абсолютно всенародного протеста, которая очень уважительно, совершенно не желая задеть неосторожным словом народного артиста, попросила уважать народ, которому слышать такое от их любимца «странно и оскорбительно».

«Спасибо российским артистам, отказавшимся в эти дни от концертов в Беларуси в поддержку Лукашенко», — взорвались благодарностями белорусы в соцсетях, когда заявленные на провластные агитки звезды вдруг «явочным порядком» объявили об отмене своих визитов. «МК» описывал эту историю, и все бы хорошо, если бы такое «проявление солидарности» от странных персонажей не совпало с «вагнеровской» постановочной опереткой. Странных, поскольку все эти пьехи-карауловы, конечно, никогда прежде не были замечены в выпадах против власти, а т.н. солидарность на поверку вышла не с «братским народом», а с «задержанными и помещенными в СИЗО российскими гражданами» из полузаконных «чопов». Вот и вся «солидарность»: сказали не ехать, они и не поехали…

Не одаренным орденами, а если и одаренным, то не растерявшим совести артистам, конечно, легче. Они никогда не теряли себя и не стояли перед выбором. Поэтому легко Макаревичу, легко Земфире просто и без лишних слов напомнить фрагмент минского концерта с многоголосым хором и тысячами зажженных огней, как это сейчас каждый вечер происходит в Минске, и кратким кусочком песни: «Время сжигать мосты, время искать ответ и менять сгоревшие лампочки»…

Легко ли было Владимиру Спивакову, дирижеру, признанному мэтру, бросить в лицо Батьке не только орден Франциска Скорины, полученный из его рук, но и гневное: «Сегодня на вашем «празднике» царит мракобесие, тирания, насилие…»? Возможно, нет. Хотя он и прежде, пусть и не проявляя себя пассионарием по каждому поводу, совершал Поступки, когда, например, из-за войны в Чечне отказался от ордена Дружбы народов, врученного ему президентом Ельциным, хотя был и даже остается дружен с супругой, теперь вдовой Ельцина, Наиной Иосифовной.

Те, кто не отказался, либо промолчали, либо объяснили свои резоны через пресс-службы, как Надежда Бабкина или Николай Басков. Объяснили витиевато, как раз по той самой формуле: один пишу, два в уме. Мол, белорусский народ мы любим, и народ нас любит, «награда приравнивается к настоящей любви народа». Почему должны отказываться? Тем более что и отмашки-то не было, как в случае с поездкой на минские гастроли.

Другие, как Александр Серов, насмотревшись, похоже, агиток на федканалах, пустились в злобный окрик: вы хотите, как на Украине? Что тут скажешь?

Иосиф Пригожин рассуждает за Владимира Спивакова, как он должен был бы поступить: не отказываться, дескать, от ордена, который «за гуманизм», а он ведь гуманист. Не хватило Владимиру Теодоровичу ума и сообразительности посоветоваться с Пригожиным, прежде чем принимать собственные решения и занимать личную позицию. Но с народом Беларуси Пригожин все-таки «выразил солидарность». Чем и как, правда, большая загадка. И ведь не спросил никого, прежде чем определиться с позицией, не выслушал совета от того же Спивакова. Самый умный, значит…

В страусиной позиции есть, безусловно, свои мотивации и резоны. Их можно разделять или нет, но они есть. Вопрос только в том, сохранится ли эта «народная любовь», к которой артисты апеллируют и которой прикрываются, когда «братский народ» наконец выяснит свои отношения с диктатором, а выяснив, выдохнет и оглянется по сторонам. В том числе на тех, кто был с ним, за него, рядом, сбоку, против, за. То есть когда «плачущие утешатся», как тонко заметил Владимир Спиваков, возвращая орден диктатору...

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28337 от 14 августа 2020

Заголовок в газете: Артисты, надеть/снять ордена!