Хаматова сыграла доктора Лизу: муж Глинки плакал на премьере

Кинопоказ состоялся в день их жемчужной свадьбы

Открытый российский кинофестиваль проходит в Сочи в сильно усеченном виде, при полупустых залах, в строгом соответствии с предписаниями Роспотребнадзора. Прежде чем попасть на сеанс, необходимо пройти регистрацию на сайте и выбрать интересующий тебя показ. Для нас это новость, но так работают многие годы азиатские фестивали, например Токийский, где свободные места разлетаются за несколько секунд. Теперь и мы с восьми часов утра незамедлительно проходим эту процедуру. Иначе не попасть в кинозал при лимите мест.

Кинопоказ состоялся в день их жемчужной свадьбы
В роли Елизаветы Глинки — Чулпан Хаматова. Фото: пресс-служба студии «КИТ»

В таких чрезвычайных обстоятельствах и состоялась во второй фестивальный день премьера фильма «Доктор Лиза» Оксаны Карас. Четыре года назад она получила в Сочи высшую награду за картину «Хороший мальчик». Жюри тогда во многом руководствовалось принципом: «можно показать его маме или нет». Милый, лишенный агрессии фильм выделялся тогда на фоне жестких и более сильных картин. Так едва ли не впервые на пьедестале главного национального фестиваля оказалось симпатичное зрительское кино, где одну из ролей сыграл самый популярный сегодня актер Михаил Ефремов.

Теперь Оксана Карас сняла фильм о трагически погибшей Елизавете Глинке, основательнице фонда «Справедливая помощь», чья деятельность вызывала ярость у сильных мира сего. Она погибла 25 декабря 2016 года при крушении самолета Минобороны РФ, совершавшего рейс в Сирию с грузом медикаментов. Еще при жизни о докторе Лизе постоянно снимали фильмы наши документалисты, часто похожие друг на друга, но ее личность была настолько мощной, что можно было смотреть и удивляться.

На главную роль пригласили Чулпан Хаматову, оказавшуюся очень похожей на Елизавету Глинку «лица необщим выраженьем», внутренней и внешней пластикой. Человеческий фактор тоже сыграл свою роль. По роду деятельности, состраданию к тем, кто нуждается в помощи, они — одной группы крови. Доктор Лиза была врачом-реаниматологом по образованию, занималась правозащитной и благотворительной деятельностью, помогала детям и взрослым, умирающим от онкологических заболеваний, поддерживала никому не нужных стариков и бездомных, много времени проводила на Павелецком вокзале среди тех, от кого брезгливо отмахиваются другие. Чулпан тоже многое делает для больных детей, получая за это не только благодарности, но и проклятия.

Фильм основан на реальных событиях, и большую поддержку оказал группе муж Елизаветы Петровны — Глеб Глинка. 30 лет они прожили вместе. Он и сам удивительный человек — американец, адвокат. Не в пример другим родственникам знаменитых людей не пытался контролировать кинопроцесс, ни о чем не просил. Как скажет Оксана, он обескожен в своей искренности и остался маленьким ребенком в душе. Какие-то фразы доктора Лизы группа узнала от него, и они вошли в картину.

На премьере он пережил массу эмоций, хотя это уже второй для него показ. Его удивила внимательность к деталям — даже номер «скорой помощи» оказался точным. Авторы фильма дотошно его искали и нашли. Оценивать работу польского актера Анджея Хыры, который его сыграл, не стал — пусть это сделают другие. Про свою покойную жену после премьеры сказал так: «Она была по характеру азартной, хулиганка немножко. Ей надоедало, когда ее называли святой. Для нее не было чужого горя и чужой боли. Я благодарен за то, что этот фильм есть». Одна фраза, которую в фильме произносит Чулпан и которую когда-то сказала Лиза, его просто разбила.

В сценарии использованы дневниковые записи Елизаветы Глинки. Какие-то герои позаимствованы из документального фильма «Доктор Лиза» Елены Погребижской — например Танюха, которую у Карас сыграла неузнаваемая Татьяна Догилева. В основном здесь реальные персонажи, но есть и вымышленные — как, например, следователь в исполнении Андрея Бурковского, перед которым поставлена задача «закопать» Глинку, раз уж подвернулась такая возможность. «Королева бомжей», как ее цинично называют, попалась на морфине — самое время обеспечить громкий резонанс.

Зритель становится свидетелем одного дня из жизни доктора Лизы. Он был в реальной жизни выстроен именно так — состоял из бесконечных встреч с людьми, и авторы фильма не хотели ничего менять. Семья в сборе. Из-за океана прилетели дети, чтобы провести два дня с родителями. Вечером должны быть гости и праздничное застолье. А Елизавета Глинка весь день, в довольно странном для ее бурного рода деятельности элегантном платье, с ниткой жемчуга на шее, кружит по городу в поисках морфина для чужой маленькой девочки, испытывающей сильные боли. По закону действовать нельзя. Герой Константина Хабенского, тоже врач, спасающий детей, скажет: «Если бы я все делал по закону, у меня бы в палатах лежали мертвые дети».

После того как все мы пережили пандемию, боль другого человека стала для нас острее, а необходимость помогать друг другу очевидна. Мир оказался беспомощен перед болезнью, и это, конечно, сработает на благо фильма. Вот и первые зрители в Сочи расчувствовались.

Понятно, что картина актерская, но иногда даже слишком. Так и хочется ее чуть-чуть приглушить, минимизировать актерские усилия, приводящие в итоге к художественной неубедительности. Доктор Лиза не любила, когда ее называли святой, а теперь Чулпан Хаматова смущается, когда ей прямо в глаза говорят, что она великая. Чуть меньше пафоса, побольше простоты и сдержанности — это то, в чем нуждался бы такой материал.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28363 от 14 сентября 2020

Заголовок в газете: Доктор Глинка по имени Чулпан