От «Восхождения» к смерти: умер Борис Плотников

Популряный актер скончался от коронавирусной инфекции

Культурный мир продолжают сотрясать трагические вести. Новый день – новая утрата. 2 декабря на 72-м году жизни, от коронавирусной инфекции скончался один из самых закрытых актеров русского театра и кино – Борис Плотников. Широкому зрителю он знаком по роли доктора Борменталя в культовом фильме Владимира Бортко «Собачье сердце». Но за этой картиной стоит почти полувековая карьера из 69 фильмов, 64 спектаклей, 10 мульфильмов и актерского курса ГИТИСа, руководителем которой он был.

Популряный актер скончался от коронавирусной инфекции

Борис Плотников был прообразом того типа актеров, который определяют исключительно профессиональные достижения. Личная жизнь народного артиста оставалась тайной даже для его коллег, которые отзывались о нем как об очень скромном и крайне сдержанном человеке. Плотников не давал интервью. А если и делал исключения, то потом сам жалел об этом. О себе говорил коротко – «Я женат».

В театре молодой человек оказался не сразу. Сначала пытался поступить в Свердловскую консерваторию по классу скрипки, но потерпел неудачу. Потом последовало еще две попытки – в театральных вузах Ленинграда и Москвы. В первый раз подвел уральский говор. Тогда преподаватели Ленинградского театрального института предложили провинциалу пожить в северной столице и «адаптировать» речь. На приемных экзаменах в Школе-студии МХАТ произошла та же история, и юноше вынесли вердикт «профнепригоден».

Плотников вернулся на малую родину, где отучился в Свердловском театральном училище. Оттуда попал в местный ТЮЗ, где Борис Григорьевич сыграл порядка 30 ролей. А в 1976 году оказался на своей первой съемочной площадке в последнем фильме Ларисы Шепитько «Восхождение» по повести Василя Быкова. Дебютная и сразу главная роль Сотникова стала подарком судьбы для 25-летнего провинциального артиста. Шепитько умышленно отказывала именитым профессионалам – Андрею Мягкову, Николаю Губенко, Владимиру Высоцкому – в пользу малоизвестных. Чтобы их прошлые роли не оттеняли образы в «Восхождении». На роль Сотникова она искала своеобразного Христа и нашла его (спустя 7 кинопроб) в лице Бориса Плотникова. 

Такой старт в кинокарьере — настоящая удача. Но чем выше взлет, тем сложнее опаснее взятая высота. «Поработав на съемках у Шепитько, я думал, что в кино всегда так. Но уже следующий фильм показал, что нет: и материал может быть другой, и режиссура другая, и от тебя другие требования», — признавался Плотников в одном из редких интервью.

Он был уникальным артистом, но кино перед ним так и осталось в неоплатном долгу. Почему так происходит с актерами, просто созданными для него, обладающими завидной киногенией? Список фильмов, в которых Плотников снимался, выглядит внушительно, но не сделано и половины того, что он мог. Дебют в кино был необыкновенным. Когда «Восхождение» показывают в ретроспективах  международных фестивалей, фильм производит невероятное впечатление. Зрители спрашивают, что это за удивительный актер, лицо которого  подобно лику. Он мог бы сыграть в кино Мышкина и Иисуса Христа.

Плотников настолько аристократичен и изыскан, что был обречен на образы российских государей – Петр III, Николай I, Александр I. Его приглашали на чеховские роли. И тот факт, что работал он с Валерием Рубинчиком в «Дикой охоте короля Стаха» и Александром Прошкиным в «Холодном лете пятьдесят третьего…», с режиссерами, знающими толк в хороших актерах, о многом говорит. Для миллионов зрителей Борис Плотников останется в памяти прежде всего как доктор Борменталь в «Собачьем сердце» Владимира Бортко, которая была в чём-то неожиданной для самого Плотникова и лишний раз подтверждала, что он не вписывается в раз и навсегда установленные границы.

Кадр из фильма "Собачье сердце"

Двери столичного театра для Плотникова распахнулись с того же «Восхождения». В театре Сатиры он был дублером Андрея Миронова. Играл в спектаклях «Вишневый сад», «Тени», «Ремонт», «Феномены», «Бешеные деньги». Через 10 лет перешел в театр Советской армии. 

С начала нулевых Плотников играл в двух театрах. И каких – МХТ им. Чехова, в труппе которого состоял с 2002 года, и в Табакерке. В МХТ у него был один спектакль – «Женитьба», а в Табакерке – три. Последняя роль там – в премьерной постановке – «И никого не стало» по пьесе Агаты Кристи пользовалась огромным успехом. В том числе и благодаря работе Плотникова, на этот раз выступившего в роли главного злодея - судьи, который желая установить мир справедливости, мстит грешникам, собранным им же в замке на острове. Последние ноябрьские спектакли пришлось отменить – Борис Григорьевич заболел, что для него, как для любого пожилого человека, опасно. Он - хронический гипертоник, сосуды слабые, возраст опять же - очень опасался подхватить COVID. И этот страх сыграл свою роковую роль. Заболев, Борис Григорьевич скрывал от близких плохое самочувствие, похоже, боялся признаться самому себе, что это может быть тот самый вирус. И только когда возникли проблемы с дыханием, обратился к врачам, но было поздно: 80 процентов поражения легких, реанимация и...

Профессионал высокого класса, он был мастером художественного слова. Его невероятно красивый голос, глубокий, с особым окрасом звучал на радио, донося до нас бесценные произведения классики (год назад Борис Григорьевич с удовольствием откликнулся на предложение прочитать «Тотальный диктант»). И если Плотникова как актера знали хорошо, то Плотникова–педагога только начинали узнавать. Четыре года назад в ГИТИСе Владимир Андреев поручил ему курс, который считался самым слабым. Но за эти четыре года новый педагог совершил невозможное – курс резко набрал в профессиональном смысле, а спектакли, показанные на фестивале театральных школ, прочно вошли в репертуар театрального Центра на Страстном. У Бориса Григорьевича, так уж сложилось, не было своих детей, и к студентам он относился как отец родной. Они отвечали ему взаимностью.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28431 от 3 декабря 2020

Заголовок в газете: От «Восхождения» к смерти