Пятилетие фильма про сумасшедшую российскую жизнь отметили под финал новогоднего марафона в кинотеатре на Новом Арбате. Сам Василий Сигарев, только что отметивший 44-летие, пришел на юбилей «Страны ОЗ» с маленькой собачкой Эмми. Она – копия Дюди, которая появилась в его фильме, но которой уже нет. Только после просмотра выяснилось, что в зале присутствует Гоша Куценко, сыгравший одну из ключевых ролей. Чудом попав в картину, он теперь говорит, что фильм-то выдающийся:
Это моя любимая роль - я играл Васю Сигарева. Мы же похожи с ним, просто я старше и пожирней. У меня такое ощущение, что кино снято вчера или даже завтра, и теперь мне стыдно, что я взял гонорар, хотя он был крохотный. Ведь от моей роли все отказались. Уже шли съемки, когда ко мне попал сценарий. Мой директор сказал: «Гош, ты не будешь это играть. Ты с этого начинал». Но я его прочитал, пока летел на гастроли. Начал ржать в бизнес-классе, мешая людям спать. Я хотел сыграть барда, но бард был уже занят.
Сценарий антиновогодней комедии, которая теперь смотрится даже лучше, чем в день премьеры, написан Сигаревым в соавторстве с писателем и давним другом Андреем Ильенковым, который виртуозно сыграл роль заторможенного киоскера. У Андрея тогда была избушка на улице Торфорезов в Екатеринбурге, на той самой, куда весь фильм пытается добраться флегматичная Ленка – героиня Яны Трояновой. Теперь, наверное, некоторые «отказники» кусают локти. А шесть лет назад, не все были готовы работать с Сигаревым. История лихая, вот и опасались, что потом перестанут в кино приглашать. В финальных титрах Василий поблагодарил тех, кто отказался сниматься, - Хабенского, Бондарчука. Яна Троянова тоже сопротивлялась роли, а в итоге все сделала филигранно. Ее Ленка как листочек на ветру, неделю осваивается в большом городе, приехав из богом забытой Малой Ляли.
Василий Сигарев вспоминает, как все начиналось с ролика «Милая моя, солнышко лесное»:
- Я его увидел в интернете и подумал, какие же талантливые люди живут у нас, нужно сделать про них кино. Мы даже получили права на этот ролик. Мы для себя определяли жанр как «Анти-елки», хотя я никогда не смотрел ни одни «Елки». Были такие морозы, что у нас не крутились кольца на объективах. У бедного Куценко не было варежек. Он же к нам запрыгнул, когда мы уже снимали. Из говна и палок собрали ему костюм, что-то взяли из моих вещей.
У барда, кстати, тоже моя одежда. Героя Гоши надо было высмеять. Он же - мое альтер эго, поэтому я ему даже сумку свою отдал, с которой не расстаюсь. Перед тем, как снять сцену с фейерверком, Троянова с продюсером Софико Кикнавелидзе обошли весь дом, просили разрешения у жильцов на ночные съемки, собирали подписи. Одна женщина разрешения не дала, всю ночь потом вызывала милицию, которая приезжали раза два-три. Одна сцена у меня называлась «Бард кончил на Дюдю». И все это попало в мэрию, где решили, что мы снимаем порнуху. Нам хотели запретить съемки».
Василий Сигарев готов снять продолжение «Страны ОЗ», если, конечно, не шутит. Но даже если это сиюминутная фантазия, она может материализоваться, как это нередко случается в кино. «Я написал синопсис продолжения, - рассказал Василий. - Роман и Ленка остаются вместе. Ленка подслушивает разговор, из которого узнает, что он тяжело болен. А от своей сестры Ирки она узнает, что в Перу растет трава ОЗ. Нужно выпить напиток из нее и загадать желание, и оно обязательно исполнится. Ленка поедет в Перу, выпьет траву ОЗ и улетит на месяц в трип, благодаря чему спасет Романа. Во время трипа она увидит всех персонажей из первой части, но совершенно в других образах. А в Екатеринбурге мы больше снимать не будем, поедем в Перу».
Василий Сигарев снимает очень редко, и это его собственный выбор: «Я не люблю снимать, вот в чем дело. Для меня собраться за пять лет и снять один фильм - это прям успех. Но скоро начну опять снимать. Даже не знаю, как я снова туда загремел. Летом планируется кастинг. Обычно я ищу актеров по фотографиям. Важно, чтобы образ героя внешне совпадал с человеком. Сейчас я еще попытаюсь искать в себе режиссера. Во время карантина я написал повесть, и такого кайфа никогда еще в жизни не испытывал. Понял, что такое настоящее творчество. А режиссура – прикладная профессия: бегаешь, орешь, ругаешься, тратишь нервы».