В Вахтанговском показали сказочку для взрослых

Рассказы О. Генри и он сам глазами студийцев

«Рождество на чердаке» — так называется первая премьера, которую показала Студия театра Вахтангова. На одной из самых крохотных сцен в Москве в подвале на 45 мест студийцы разыграли рождественскую сказочку для взрослых. В основе — рассказы американского писателя О.Генри. И не только они.

Рассказы О. Генри и он сам глазами студийцев
Делла — Валентина Попова, Джим — Евгений Кравченко. Фото: Ольга Кузякина

Сцена действительно настолько мала, что трудно представить, как там могут разойтись восемь персонажей, фрагменты декорации в виде вешалок с костюмами, лестницей, лежанкой и мольбертами. Тем не менее режиссеру Анне Горушкиной (а это ее вторая здесь постановка) каким-то образом удалось создать иллюзию города и атмосферу Рождества, от которого герои О.Генри ждут чуда.

Рождество лишь рама, которая обрамляет картину жизни героев и события четырех рассказов мастера короткого и остроумного повествования. Рама симпатичная и изящная: в ней возникают восемь молодых людей, их энергия и обаяние со сценического пространства очень быстро переходит в зал. Обаяние ансамбля влюбляет зрителя в спектакль с первых минут. Персонаж «от автора» (Евгений Кравченко) поведет зрителя дальше по рождественскому лабиринту.

Только не такой уж он сказочный: герои О.Генри считают каждый цент, экономят (цены реальные для своего времени). Но не в платье дело: у героинь рассказа «Алое платье» один и тот же объект страсти — мистер Рэмси (Николай Романовский), каждой хочется счастья. Диалог соперниц (Елизавета Палкина и Полина Бондарь) — тонко разыгранная, прямо-таки воздушная миниатюра.

Диалоги перетекают в массовые сцены, рождественские песни, создавая настроение волшебства, однако… За сюжетами рассказов О.Генри непременно сквозит тонкая нотка грусти, тоски по лучшей жизни, которой нет и, скорее всего, не будет у его героев. Но отношение к реальности важнее самой реальности. В рассказе «Тщеславие и соболя», собственно это и происходит, когда малыш Брэди (Василий Цыганцов) вот-вот загремит за кражу соболей, которые он преподнес своей любимой жене Молли (Екатерина Жаркова). Но выяснится, что они вовсе не краденые и что он ради Молли завязал с преступным прошлым, а меха — искусственные, купленные им всего за 21 доллар.

Важно, что в спектакле у каждого из молодых актеров не только маленькие, но и главные роли, что дает им возможность показать себя. Хорошо обученные, с конкретными амплуа и, еще раз повторю, обаятельные, что является достаточно большой редкостью на современной сцене.

Но есть еще один персонаж, ради которого, возможно, и задумывался спектакль — сам писатель. Он появится в конце, в последнем рассказе «Дары волхвов», и из него станет понятно, как была непроста и тяжела жизнь этого человека. Обвиненный в растрате денег, он вынужден был бежать в Гондурас, жил вдали от семьи, но когда пришла весть о том, что его любимая жена умирает, он с риском потерять свободу вернулся в Штаты, где и был задержан, а позднее скончался.

— Его жизнь абсолютно соответствовала тому, о чем он писал, что защищал в своем творчестве, — говорит после спектакля Анна Горушкина. — Он помогал простым людям, находил в них свет, и мне захотелось, чтобы зрителю стало интересно не только прочитать новеллы О.Генри, но и узнать о нем самом, его непростой и путаной судьбе. Он был человек большого сердца, исправлял трагические жизненные финалы, дарил сказку и надежду людям.

Эту надежду в новых условиях нашей жизни дает и спектакль студийцев Вахтанговского театра.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28466 от 27 января 2021

Заголовок в газете: В Вахтанговском — сказочка для взрослых

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру