В Петербурге утвердили новый памятник Петру I со спасением утопающих

Проект "победил" со второй попытки.

Петербургский Комитет градостроительства и архитектуры опубликовал обновлённый проект памятника Петру I у Лахта-центра. Авторский замысел таков: Император и основатель Петербурга вытаскивает людей из воды.

Проект "победил" со второй попытки.

Эскиз проекта «Петра I, спасающего утопающих близ Лахты» рассмотрели члены Градостроительного совета. В Комитете поясняют, что новый памятник задуман «по мотивам» монумента скульптора Л. А. Бернштама и архитектора А. И. Фон Гогена, который установили у Адмиралтейства в 1909 году, там же, где «Царя-плотника». «Плотника» (этот памятник Петру показывает императора в период обучения корабельному делу в Нидерландах, его в оригинале также исполнил Бернштам) восстановили в 1996 году на Адмиралтейской набережной, сейчас он очень популярен у туристов. 

А вот «спасение утопающих» как признали большевики после революции «антихудожественным» произведением, так оно и исчезло.

Скульптуры были парными и дополняли друг друга, причём Бернштама называют любимым скульптором Николая II. Судя по некоторым воспоминаниям современников, последнему императору особенно нравился именно «спасающий утопающих» Пётр Великий.

Тут пора уточнить, что «спасение утопающих» - не метафора и не карикатура, а иллюстрация одной из легенд о смерти основателя Петербурга. Памятник изображал царя, вытаскивающего людей из волн Финского залива. По легенде, 5 ноября 1724 года Пётр возвращался из Кронштадта и увидел судно, севшее на мель. Он начал спасать людей, простудился, из-за чего слег с воспалением почек и вскоре умер. Историки ставят легенду под сомнение, но идея восстановить памятник с таким красноречивым сюжетом появилась давно. Сейчас его решили установить в районе Лахты – где, по легенде, и произошло героическое спасение.

Новый памятник будет не точной копией старого, а работой «по мотивам». С монумента, например, убрали фигуру третьего утопающего. Эскиз рассматривали два раза– раньше предполагалось озеленить зону вокруг памятника и сделать другой пьедестал. Но такой вариант не соответствовал петербургской традиции: члены совета заметили, что обычно памятники стоят на открытом пространстве без деревьев вокруг. «Теперь площадка свободна от элементов благоустройства и озеленения, пьедестал лаконичен, пешеходная доступность предусмотрена от парковки для автобусов и машин с запада».

Стоит отметить, что при всей преемственности и, казалось бы, логичности появления «спасающего утопающих» царя у Лахта-центра, скульптура может выглядеть там инородно. Это традиционный петербургский памятник, с бронзой и гранитом – но вокруг Лахты уже сложился совсем другой ансамбль. Это и небоскрёб «Газпрома», и опоры с вантами ЗСД, и огромная тарелка «Газпром-арены». Всё вместе это очень масштабно и подчёркнуто современно, не похоже на исторический центр Петербурга. Бронзу и гранит туда будет непросто вписать. Впрочем, КГА передаёт комментарий рецензента проекта Олега Романова. Он «определил идеологию установки памятника на территории Лахта-центра как внесение человеческого масштаба в среду гигантского архитектурного сооружения». Что ж, посмотрим – пока масштаб ансамбля на берегу залива отнюдь не человеческий.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру