В Сочи случился парад премьер

Башмет как символ возвращения культуры в курортную столицу России

Пандемия поставила «на паузу» страны и города, и Сочи не исключение. Вместе с фестивалем в Сочи, наконец, открылись и культурные площадки – заработал Зимний театр, пустовавший с весны, органный зал и пр. До последних дней заполнять любые публичные площадки можно было лишь на 15%, теперь же разрешенный лимит по Краснодарскому краю – 30%. Как живет курортный город, где на днях пройдет встреча Путина и Лукашенко, и какие арт-события заряжают местных жителей и гостей Сочи, узнал корр. «МК».

Башмет как символ возвращения культуры в курортную столицу России
Александр Чайковский и Юрий Башмет на гала-концерте (фото - Алексей Молчановский)

Накануне открытия Международного Зимнего фестиваля искусств в Сочи выпало рекордное количество осадков: снегопад для этих краев вообще редкое явление, а тут за неделю высыпало аж в 2,5 раза больше месячной нормы. Аномальная погода пришлась как раз на дни открытия: 18 февраля в Зимнем театре показывали спектакль «Не покидай свою планету» с Константином Хабенским, а 19 февраля состоялся гала-концерт. Несмотря ни на что, публика собралась в Зимнем – люди изголодались по культурным событиям. Весь 2020-й год здесь не происходило ровным счетом ничего. «Только Бутман был летом, и все. Нас весной даже не пускали на набережную гулять, хотя на работу ходили каждый день. Странные парадоксы. Вот сейчас некоторые отели битком, а на концерты вход ограничен», – рассказывает местная жительница. Все так. Перекосы с ограничительными мерами, которые чувствуются по всей стране, в Сочи ощущаются особенно остро. Ради всеобщего спокойствия (видимо), нужно было чем-то пожертвовать, но туризмом (более выгодным с экономической точки зрения) рисковать не стали, зато культуру задвинули. Так что открытие фестиваля стало символом возвращения к нормальной жизни и надеждой на восстановление разумного баланса «можно» и «нельзя».

  Тем более, что маэстро Башмет подготовил для Сочи в этот раз очень сильную программу.  Первое отделение стало парадом мировых премьер. Специально для концерта мексиканка Габриэле Ортис написала пьесу «Arrecife» («Коралловый риф»), китаец Чжии Ван, лауреат многих международных конкурсов и автор музыки к церемонии открытия Олимпийских игр в Пекине (2008), сочинил «Пьесу для трех солирующих альтов и струнных», а белорусский композитор Валерий Воронов – необычное произведение для солирующего органетто, маленького диатонического баяна, используемого в итальянской народной музыке. Ведущую партию в этом сочинении исполнила Каталина Висенс – швейцарка, искусно владеющая мастерством игры на старинных средневековых инструментах. А завершилось первое отделение не менее оригинальным выступлением ирландского флейтиста Гарета МакЛернона, который, помимо прочего, исполнил написанное специально для фестиваля произведение, стилизованное под ирландский музыкальный фольклор. 

   Второе отделение превратилось в бенефис Александра Чайковского – одного из самых известных композиторов современности. В этот день мастер отмечал 75-летний юбилей, а на сцене Зимнего театра впервые звучали его «Маленькие кубанские вариации» для струнных и флейты. После премьеры этого сочинения камерный ансамбль «Солисты Москвы» вместе с флейтистом Максимом Рубцовым и маэстро Башметом исполнили для композитора «Happy birthday». Затем Юрий Абрамович объявил о номинации Александра Чайковского на премию имени Дмитрия Шостаковича и вызвал юбиляра на сцену. 

   «Конечно, справедливости ради, это Шостакович должен был бы получить премию Чайковского, а у нас – все наоборот. Чайковский получает премию Шостаковича», - пошутил Башмет, сыграв на совпадении фамилий двух знаменитых композиторов – прошлого и настоящего. 

   Кстати, музыка Чайковского, но Петра Ильича, тоже звучала на гала-концерте. В драматическом отрывке из оперы «Иоланта» солировала всемирно известная оперная дива Аида Гарифуллина.

На сцене Зимнего состоялся трогательный вечер, посвященный памяти Галины Улановой. В фойе разместили выставку исторических фотографий, на которых можно увидеть самую титулованную балерину в различных ролях. На сцене же звучали отрывки из ее воспоминаний, которые читала актриса Наталья Курдюбова, а начинающие и знаменитые танцовщики исполняли фрагменты из балетов, в которых некогда блистала Уланова.

Представлять «Приношение Улановой» должен был Николай Цискаридзе, который и выступил инициатором создания танцевально-литературной зарисовки о легенде балета. Однако из-за съемок он не смог прилететь, и попросил исполнить свою роль актрису Наталью Курдюбову, которая, впрочем, прекрасно справилась с задачей. Но ректор Академии русского балета имени Вагановой все же появился на сцене – на записанном специально для вечера видео. Цискаридзе принес свои извинения публике, что не может присутствовать лично, и рассказал немного об Улановой. Помимо фрагментов из знаменитых балетов, таких как «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Жизель» или «Щелкунчик», на сцене были показаны отрывки из восстановленных спектаклей Улановой. «Мы воссоздали хореографию из утерянных, давно никем не исполняемых балетов. Таких, как «Красный мак» и «Голубь мира». И вы сегодня впервые увидите хореографию, сохранившуюся только в хрониках», – сказал Николай.

  Исполняли балеты как совсем юные танцовщики, учащиеся Вагановской академии, так и звезды. Среди них – солисты Большого театра Денис Родькин и Элеонора Севенард ,  солисты Мариинки (особенно грациозна была Анастасия Лукина), и ведущие танцовщики зарубежных компаний Джада Росси, Анхель Гарсия Молинеро и Альмараз Хайме из Испании, Реми-Мадлен Гойнс и Мангис Киан из США и Пинья Риссанен из Финляндии.