Неизвестная пьеса Булгакова предсказала мировую войну

Cоветские Адам и Ева в МХТ

Марина Брусникина с артистами МХТ им. Чехова представила читку неизвестной пьесы Михаила Булгакова «Адам и Ева». В основе сюжета — мировая война, в которой из всех жителей Ленинграда выживают только недавно расписавшиеся Адам и Ева, а также чудаковатый химик Ефросимов, графоман-литератор Пончик-Непобеда, пьяница и хулиган Захар Маркизов и советский летчик Дараган. Одна женщина и столько мужчин! Но любит она одного-единственного, и вовсе не своего мужа Адама.

Cоветские Адам и Ева в МХТ

Судьба Булгакова-драматурга не была счастливой. За 10 лет писатель насчитал 300 отрицательных рецензий на свои пьесы и только 3 положительные. Новые пьесы остаются в столе, поставленные — вычеркиваются из репертуаров. Здоровье классика подорвано. Но тут «чудо из Ленинграда», как он говорит в письме к литератору Вересаеву, — Красный театр заказывает у него пьесу. «Делаю последние усилия встать на ноги и показать, что фантазия не иссякла. А может, и иссякла…» — делится с приятелем Булгаков. Так автор меньше чем за месяц в 1931 году сочиняет пьесу «Адам и Ева».

МХТ им. Чехова обратился к малоизвестному произведению драматурга в рамках проекта «Память места». «Я прочитала и сразу решила, что мы сделаем эту пьесу! — рассказывает режиссер Марина Брусникина. — Это несправедливо, что она нигде не шла».

Это еще пока не спектакль, а читка. Здесь нет занавеса, нет антракта. Актеры озвучивают не только текст героев, но и авторские ремарки. Формат читки позволяет увидеть подлинный булгаковский текст с минимумом режиссерских решений, хотя совсем без них обойтись нельзя! Одна из таких знаковых идей — звуковое оформление спектакля. В первом действии время от времени слышится музыка — это громкоговоритель в квартире новобрачных Адама и Евы, из которого мягко течет опера «Фауст» из Кировского, теперь Мариинского театра. Но несколько раз вместо красивой мелодии слышится вой собак, что особенно пугает миролюбивого ученого Александра Ефросимова (Игорь Хрипунов).

Действие происходит в Ленинграде в современное Булгакову время — начало 1930-х. Писатель с удивительной прозорливостью предсказывает мировую войну. Она неизбежна — говорит Ефросимов, вытаскивая из кармана две газеты: капиталистическая пресса пишет, что социализм надо уничтожить, а советская — то же самое про капитализм. Сам же ученый изобрел удивительный аппарат — нет, не для того, чтобы убивать людей, как думает советский летчик Дараган (Дмитрий Сумин), — наоборот, чтобы обезопасить человеческий организм от ядовитых газов.

Ефросимов попадает в квартиру к только что расписавшимся Адаму и Еве случайно — через окно. Его просят сделать памятное фото с помощью его чудодейственного аппарата (пока что о его силе знает только ученый). И вот те, кто в этот момент попадает в луч света, — Адам (Алексей Варущенко), Ева (Елизавета Ермакова), графоман-литератор Пончик-Непобеда (Павел Ващилин) и Маркизов (Валерий Трошин), который украдкой взбирается на подоконник, чтобы в очередной раз набедокурить, — остаются в живых, хотя весь Ленинград погибает от газов. Позже к потерпевшим катастрофу еще присоединяется раненый Дараган, которого Ефросимов исцеляет волшебным лучом.

Елизавету Ермакову, сыгравшую Еву, уже называют открытием будущего спектакля. Симпатичная молодая актриса с модным каре и в длинном платье фасона чеховских героинь удивительно точно передала духовные метания своей героини. В финале Ева уходит от Адама к Ефросимову. Теперь чудаковатый химик становится для нее новым Адамом. Черты Евы Булгаков позже развил в образе Маргариты.

В пьесе есть не только трагические мотивы. Так, во время речи Пончика-Непобеды и Маркизова зал покатывается со смеху. Эти герои — полные противоположности. Правда, Пончик-Непобеда так не считает. Он относится к необразованному Захару свысока и постоянно пытается его образумить, поучая назидательным чтением своего графоманского романа, который все уже успели выучить наизусть. Маркизов же находит другую книгу. Одно место особенно заинтересовало Захара: «...И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились...» — «Жаль, что дырка на самом интересном месте!» Еще там говорится про змея, который был хитрее всех зверей полевых... А дальше страницы выдраны…

Читка «Адама и Евы» в МХТ им. Чехова открывает зрителям незаслуженно забытую пьесу, оставляя зрителям надежду, что в репертуаре театра появится полноценный спектакль по Булгакову, трагичный, смешной, философский и очень личный.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28551 от 3 июня 2021

Заголовок в газете: Cоветские Адам и Ева в МХТ

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру