Слухи о неподобающем поведении Яна Фабра курсируют в культурной среде еще с 1990-х годов. Собственно, вся его артистическая карьера связана с изображением насилия, боли и сексуальности. Однако расследование началось только после открытого письма, где танцоры и танцовщицы описали, как годами подвергались сексуальным домогательствам, сексизму, буллингу и проявлениям женоненавистничества. Артисты жаловались, что получить сольную партию в труппе можно только «через постель». Помимо этого, Фабр придумывал обидные прозвища, насмехался над физическими недостатками, расой и полом своих сотрудников, написали его бывшие сотрудники. «Многие из нас были вынуждены обратиться за психологической помощью после этого», – говорится в письме.
Расследование, инициированное министром культуры Бельгии Свеном Гацом и прокуратурой Антверпена, длилось 3 года, и теперь 62-летний художник предстанет перед судом. Первое слушание дела назначено на 21 сентября.
Сам художник опровергает все обвинения.
Напомним, что Ян Фабр имеет скандальную славу и в России, где уже состоялось немало его громких проектов. Выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния – воин красоты» в 2016 году получила серьезный резонанс: на ней, среди прочего, демонстрировались чучела мертвых животных. А проходила она в самом большом музее страны – Эрмитаже. В 2017-м в московском Театре Наций на фестивале «Территория» шел спектакль «Бельгийские правила/Бельгия правит», где его родная страна похожа на «сюрреалистический кошмар». Несмотря на такую характеристику, постановку очень хвалили критики, описывая ее оду Бельгии, где много иронии, красоты и наготы.
В этом году в Петербурге должен состояться еще один знаковый проект Яна Фабра. В «Манеже» в середине октября собираются открыть масштабную персональную выставку художника. Пока не известно, повлияет ли судебный процесс над мэтром на проведение его выставки в России.