Накануне 90-летия Микаэла Таривердиева выяснились неожиданные обстоятельства его жизни

Знаменитый композитор использовал даже в паспорте исключительно автопортреты и фотографировал под водой

15 августа исполняется 90 лет со дня рождения Микаэла Таривердиева. Накануне юбилея в Российском национальном музее музыки собрались музыканты, музыковеды, критики, чтобы обсудить предварительные итоги первого тура XII Международного конкурса органистов, носящего имя композитора ит. Прошло мероприятие празднично, сопровождалось открытием фотовыставки и концертом, где прозвучала киномузыка знаменитого юбиляра. 

Знаменитый композитор использовал даже в паспорте исключительно автопортреты и фотографировал под водой
Экскурсия по фотовыставке

Многие знают Таривердиева исключительно как автора музыки к фильмам «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Семнадцать мгновений весны». А ведь его  сочинения звучит в 132 картинах. В концерте, состоявшемся в музее, прозвучали некоторые произведения моцартовской красоты, как сказал пианист Алексей Гориболь, в частности, прелюдия к фильму Михаила Калика «До свидания, мальчики».  Таривердиев вернул соло рояля в киномузыку. Гориболь также исполнил сочинения Таривердиева из «Моего младшего брата», «Ольги Сергеевны», считавшегося утраченным фильма «Маленький школьный оркестр». Он был снят в 1980-ом году на киностудии Довженко и, по счастью, недавно нашелся. Прозвучали вокальные циклы на стихи средневековых японских поэтов и Семена Кирсанова, романсы на стихи Марины Цветаевой, которые исполнили великолепные певицы  Венера Гимадиева и Наталья Петрожицкая. Завершился концерт прелюдией «Двое в кафе» из «Семнадцати мгновений весны», которую все знают по знаменитой безмолвной сцене, где Штирлиц встречается  с женой. Исполнил ее Алексей Гариболь,  сопровождавший в тот вечер свое выступление бесценными  комментариями, удивительными фактами из жизни Таривердиева. 

Автопортрет Микаэла Таривердиева

Любопытно, что фотографический автопортрет композитора появляется в картине  «Любить» Михаила Калика. Теперь он представлен на выставке «Микаэл Таривердиев: «Я ловил ощущения» и сопровождается его словами: «В руки я автомат не возьму. Пусть стреляют в меня». Авторскую экскурсию провела  вдова композитора  Вера Таривердиева, рассказавшая о 25-ти его фотоработах, представленных в музее. Выставка станет для многих открытием еще одной грани талантливого человека. Микаэл Таривердиев начал фотографировать в детстве, изучал технику фотографии, собрал библиотеку по фотоделу. Она частично представлена на выставке вместе с его фотоаппаратами, фотоувеличителем. Свою последнюю фотокамеру он приобрел для подводной съемки и тут же решил опробовать ее возможности в ванной. Таривердиев мог по несколько часов ждать,  чтобы сделать единственный кадр. В 1978 году в Японии его спросили про хобби, и он рассказал о  своем увлечении,  что снимает только на Nikon. И уже на следующий день представители знаменитого бренда организовали ему  производственную экскурсию,  подарили фотоаппарат. Когда Микаэла Леоновича спрашивали, почему он занимается фотографией,  отвечал: «От комплексов. Всегда хотелось рисовать, но рисовать не умею. А цвет, композицию чувствую».  «Без фотоаппарата он никуда не ездил, - вспоминает Вера Таривердиева, -  У него на всех  документах только автопортреты. Даже в паспорте. Он не ходил в фотомастерские. А фотографировать начал с начальных  классов, сам проявлял и печатал». Фотоархив композитора хранится в основном на слайдах.

Вера Таривердиева у своего фото портрета

Рядом с фотографиями – цитаты. Вот такое неожиданное признание сделал Таривердиев: «Музыка – одна из сторон моей жизни, есть масса других проблем и дел. Есть еще рассвет, еще есть ночь, есть море, есть океан, есть водные лыжи, есть многое, что мне очень  интересно. Есть еще любовь. И музыка – один из аспектов моей жизни». Другое его высказывание требует пояснений: «Человек бывает счастлив дважды – когда  он покупает катер и когда он его продает».  Оказалось, что Микаэл Леонович приобрел катер, но потом  так с ним намучился, поскольку  нужно его было где-то на зиму устанавливать, платить за это немалые деньги. Вот и обрадовался, когда  сумел продать.

Михаил Брызгалов с рукописью Микаэла Таривердиева. Фото: Сергей Бирюков

Таривердиев много путешествовал, о чем свидетельствуют его фотографии, запечатлевшие Нью-Йорк, Париж, Токио и Киото, Мексику и Кубу. Сделаны они  во второй половине 70-х. Здесь и  Арлингтонское кладбище, где похоронен Кеннеди, и дети в Диснейленде. Но самым любимым его местом, по словам Веры Таривердиевой, был дом творчества композиторов в Сухуми. Она вспоминает, как ее мужа узнавали,  будто он  известный актер. Многие могли тут же определить, что звучит именно его музыка уже по нескольким интонациям. Однако  работы в кино заслонили вокальные циклы, сочинения для органа, оперы, балеты, инструментальные концерты. 

Библиотека Макаэла Таривердиева

На улице Усиевича, где Таривердиев жил, со временем будет открыт музей. Уже есть договоренность. Он станет филиалом Российского национального музея музыки. А пока Вера Таривердиева передала туда на хранение трубку, табак, раритеты мужа, ноты, написанные его рукой. Чтобы их нам представить, директор музея Михаил Брызгалов – опытный архивист и хранитель -  надел белоснежные перчатки, достал из папки эскиз «Мне нравится»  на стихи Цветаевой, который прозвучал в «Иронии судьбы».   

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру