21 декабря 2021-го года Сергею Николаевичу исполнилось бы 100 лет. Режиссёр, сценарист и педагог – в каждой из этих профессиональных сфер он преуспел, оставив после себя поистине бесценное творческое наследие.
Родился Сергей Колосов в актёрской семье в Москве. С детства мальчик был частым гостем как на спектаклях, так и на репетициях Ленинградского театра юного зрителя и Московского ТЮЗа, а потом увлёкся кинематографом. Будучи ребёнком, он принял участие в съёмках «Окраины» и «Поколения победителей», что произвело на него неизгладимое впечатление.
Далее была война - и даже не одна. В 1939-ом году Сергей Николаевич был призван в ряды Красной армии и стал участником сначала Финской кампании, а затем Великой Отечественной войны. Демобилизовавшись в 1946-ом, будущий классик советского кинематографа поступил в ГИТИС на факультет театральной режиссуры. Собственно, оттуда берёт начало творческий тандем Колосова и Касаткиной.
Карьера Сергея Николаевича началась с успешного старта. Его дипломный спектакль «Наследники» по пьесе Сергея Львова вошёл в репертуар Центрального театра Советской армии. А в 1959-ом году состоялся его дебют в кино - «Солдатское сердце».
Режиссёра всегда интересовал синтез телевидения и кино - это живое любопытство впоследствии вылилось в создание творческого объединения «Телефильм». Его открытие состоялось в 1960-ом году. Объединение выпустило «Мёртвые души» Михаила Швейцера, «Иронию судьбы» Эльдара Рязанова, «Обыкновенное чудо» Марка Захарова. Сергей Николаевич и сам не сидел без дела, и уже в 1961-ом году на советские экраны вышел его фильм «Укрощение строптивой», ставший затем киноклассикой. В роли Катарины – Людмила Касаткина, в роли Петруччо – Андрей Попов. После оглушительного успеха Сергей Николаевич решается на эксперимент и в 1964-ом году снимает первый советский телесериал «Вызываем огонь на себя».
Режиссёра всегда привлекало исследование исторической правды, а потому в основе многих сценариев - подлинные события. Подвиг советской разведчицы Анны Морозовой, к слову, стал известен всем после фильма Сергея Николаевича. А в основу военного шедевра «Помни имя своё» легла подлинная история Зины Воробьёвой, которая встретилась со своим сыном много лет спустя после того, как их разлучили в концлагере.
Далее последовали «Назначение» по пьесе Александра Володина, где Андрей Миронов исполнил одну из немногих своих драматических ролей и раскрылся совершенно по-новому, «Мать Мария», «Дороги Анны Фирлинг» - плотное по своей сути, крепкое кинематографическое исследование сатирического Брехта.
Когда наступили 90-е, Сергей Николаевич продолжал усердно работать. Он не только снимал в кино, но и занимался педагогической деятельностью в ГИТИСе вместе с Людмилой Ивановной. В общей сложности за их плечами три актёрско-режиссёрских выпуска. И, будучи уже пожилым человеком, в этот же период прославленный деятель искусства решает взяться за новый эксперимент: он первым снимает фильм без декораций, заменой которым стал хромокей. Эта технология для нашей страны тогда была совсем еще в новинку. Фильм «Судья в ловушке» был весьма рискованной попыткой создать кинематографическую реальность посредством малых художественных средств.
Прошло уже девять лет с того момента, как Сергея Николаевича не стало, но память о нем живёт в сердцах поклонников его таланта. 21-го декабря в Центральном доме кино пройдёт вечер памяти Сергея Колосова, где о нем вспомнят Борис Галкин, Всеволод Шиловский, Михаил Богдасаров и многие другие.