Стул-гильотина, иконы: в Москве показали выставку «Корабль Тесея»

В Институте Искусствознания переосмыслили философский парадокс

Белый квадрат в красном углу, стул-гильотина, иконы на поржавевшей жести – с таких концептуальных арт-объектов начинается выставка «Корабль Тесея». Проект-размышление современных художников расположился в здании XVIII века с насыщенными историческими интерьерами, что придает идее выставки дополнительное звучание. В центре внимания – известный философский парадокс, сформулированный еще древними греками: «Если все составные части исходного объекта были заменены, остаётся ли объект тем же?». Современные художники осмысляют вопрос с помощью оригинальных методов: кто-то превращает баржи в развалины древних городов, а кто-то привязывает себя к носу корабля. Актуальную археологию рассматривал «МК». 

В Институте Искусствознания переосмыслили философский парадокс

  Концепция куратора выставки Сергея Чернова отсылает к древнегреческому мифу: согласно Плутарху, после возвращения Тесея с Крита, его корабль долгое время стоял на главной площади Афин. Естественно, он постепенно ветшал и износившиеся детали заменяли точными копиями. В результате среди античных философов возник спор – является ли этот корабль аутентичным или это его искусственное подобие. Аристотель считал, что главное идея, а не материал, а Гераклит – что каждый объект неповторим. Со временем «парадокс Тесея» превратился в классический, и, по мнению искусствоведа Андрея Толстого, утратил остроту в наши дни, при этом сохранив «высокую метафоричность образа и его глубоко-концептуальную подоснову». Спустя шесть лет после смерти Андрея Владимировича художники «оживили» его мысль и добавили той самой остроты классическому философскому понятию. Сергей Чернов собрал выставку таким образом, что все его участники – от мифического Тесея и Аристотеля, Андрея Толстого и Александра Панкина (скончался два года назад), до действующих художников находятся в одном дискуссионном пространстве, где времени не существует. 

  Полифония эпох ощущается еще до входа на экспозицию современного искусства. На «Корабль Тесея» мы идем по советским ковровым дорожкам, по лестнице конца ХVIII века, разглядывая старинную лепнину и портрет Игоря Грабаря, с которого началась научная реставрация в России. Наслоение времен в этом доме, которого, по словам директора Института Искусствознания и супруги Андрея Толстого Наталии Сиповской, «трудно не слушаться», способствует осмыслению темы. Идея «белого куба», согласно которой искусство лучше воспринимается в чистом пространстве, как на белом листе, здесь терпит полный и безоговорочный крах. Зал, где расположилась выставка, украшен колоннами и богатым декором, и этот насыщенный интерьер не мешает, а, напротив, дополняет работы современных авторов. Работы Владимира Наседкина даже не сразу замечаешь – так гармонично они вписываются в исторические стены. Его масштабные холсты напоминают развалины древних городов. На самом деле это изображения кораблей, которые художник писал по фотографиям, сделанным спутниками из космоса. Рядом с холстами есть маленькие снимки, которые послужили основой для живописных произведений. 

– Я регулярно совершаю виртуальные путешествия последние 15 лет, – рассказывает Наседкин. – Прежде чем куда-то ехать, открываю карты и смотрю через спутники местность. Здесь – конкретные баржи и сухогрузы, которые превращаются в античные руины.  Разглядывая Землю из космоса, я часто замечаю контуры древних затонувших кораблей и чувствую, как соприкасаюсь с вечностью. Сам факт того, что парадокс Тесея живет тысячи лет, говорит нам о его значении, и о том, что его жизнь будет продолжаться.  

   На «Корабле Тесея» современные формы вступают в диалог с историческими. С потрескавшейся ржавой жести на нас смотрят суровые иконописные глаза, созданные современным художником Валерием Корчагиным – как напоминание о том, что этот этот канон тоже «вырос» из древнегреческого, а главное, что в этой работе само время является соавтором, что говорит о бренности материального и бесконечной жизни идеи. Напротив сурового лика – четыре белых квадрата, помещенные их автором Сергеем Черновым в угол. Также выставлял свой «Черный квадрат» Казимир Малевич – автор иконы нового искусства, положившего начало авангарду. Тема сакральности идеи, воплощенной в образе, ставшем нарицательным, становится отправной точкой исследования. 

    В продолжении – история личного диалога каждого участника выставка с кем-то из мастеров прошлого или их творениями. Дуэт авторов Колесников-Денисов представляют ироничный фотокомикс под названием «Настоящее прошлого», где главными героями становятся иконы искусства ХХ века – от того писсуара Дюшана до «Сына человеческого» Магритта. Михаил Погарский на основе мифа о Тесее создает собственную поэму, которую помещает на вращающиеся таблички, подвешенные словно на обломках легендарного корабля. На видео художника Александра Пономарева он выступает вместо бутафорской фигура на носу корабля, рассекающего ледовитый океан, превращая себя в часть мифа. Маска Александра Панкина, напоминающая по форме венецианские, а по расцветке – супрематическая, отражается в зеркале, словно создавая портал в глубь эпох. Даже бумажный кораблик становится монументальным – художник Андрей Митенев запечатляет его плавание в полуабстрактной фотографии.

   «Здесь как в теории струн – каждое пространство видится в ужатом виде, но стоит на него навести фокус, оно раскрывается. И мы смотрим дальше. Здесь искусство совершает кульбит во времени – такая актуальная археология», – говорит Сергей Чернов. Выставка не дает ответа на вечный философский вопрос, но развивает дискурс, заданный тысячелетия назад, – в новых формах, оттенках и смыслах.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру