Безумный «Экспресс» с двумя продюсерами увез все награды из Выборга

Решение жюри во главе с Алексеем Федорченко повергло кинематографистов в уныние

XXX Выборгский кинофестиваль «Окно в Европу» завершился четырежды победой безусловно лучшего фильма нынешнего игрового конкурса «Экспресс» Руслана Братова. Однако после подобного инцидента дирекции киносмотра стоит прописать в регламенте, как это сделали на ряде крупных мировых фестивалей: присудил награду за лучший фильм — остановись, приглядись к другим картинам, не осыпай победителя, и без того получившего наивысшую оценку, золотым дождем.

Решение жюри во главе с Алексеем Федорченко повергло кинематографистов в уныние
Дарья Екамасова с наградой.

Жюри игрового конкурса под руководством кинорежиссера Алексея Федорченко, в составе которого работали опытные кинематографисты, заседало до трех утра и ничего лучше не придумало, как обрушить обойму призов на «Экспресс»: «Лучший фильм», «За лучшую режиссуру» (причем эти награды невнятно слились, так что осталось непонятно, один это приз или все-таки два), за операторскую работу и актерский ансамбль. При этом достойные работы этим не ограничивались. Они были. Конкурс в этом году интересный, хотя и не без явных проблем.

«Не скажу, что это было простое решение, хотя оно возникло на десятой минуте обсуждения, когда мы еще не дошли до места обсуждения, но по дороге мы его уже приняли, — объяснил необычное решение Алексей Федорченко. — Но потом его испугались и три с половиной часа тасовали колоду, убеждали себя, что можем принять какое-то другое решение, пойти на компромисс. В итоге в половине третьего ночи решили, что решение было верное и не надо наступать на свое и чужое горло». Руслан Братов лично представлял свой фильм, а потом уехал на съемки, так что на сцену, как двое из ларца, выскакивали продюсеры, имена которых не назывались. Да они и сами себя именовали «два продюсера» и напомнили своими выходами лихие 90-е на «Кинотавре».

«Главный приз — это ответственность. Каждый показ открывал кадр из «Андрея Рублева», который призывает к милосердию и любви. Мы бы хотели, чтобы этот призыв был услышан сегодня», — сказал один из них, уже изрядно освоившись после четвертого забега на сцену.

Больше других участников из оставшихся за спиной «Экспресса» повезло ученице Андрея Эшпая, дебютантке Альфие Хайбибуллиной, ставшей в одночасье известной в кинематографических кругах. Фильм «Император» она снимала в Выборге, куда группа приехали на неделю раньше, чтобы порепетировать в локациях. Оператор Даниил Фомичев неожиданно снял знакомый нам город, ставший под прицелом его камеры неузнаваемым. А искали отстраненный северный город поначалу в Калининграде и Подмосковье, но по атмосфере, холодности и заброшенности Выборг оказался ближе.

«Императора» отметили наградой журналисты, а жюри — особым упоминанием за дуэт антагонистов. Диплом, таким образом, достался молодым актерам, сыгравшим старшеклассников. На выпускника Театрального института им. Щепкина Владимира Сарапульцева Альфия обратила внимание не сразу, а когда встретилась, поняла, что именно он и нужен. Молодой актер впервые играл главную роль в большом полнометражном проекте и оказался очень киногеничным, каким-то инопланетным на экране. Готовясь к работе, Владимир начал бегать, жил в квартире своего героя, накапливая нужную энергию. Его партнер — 24-летний Данил Тябин — кажется слишком взрослым для школьника, излишне ярким и самодовлеющим на фоне менее опытных молодых артистов, профессиональных и непрофессиональных, но работающих с документальной точностью.

Дарья Екамасова, которая вела церемонию награждения, получила награду за лучшую женскую роль в дебютной картине «Накануне». Как сказал киновед Армен Медведев, это первый случай за всю 30-летнию историю фестиваля, когда хозяйка церемонии получила приз. Роль привлекла ее с первых строк, поскольку там было сказано, что это 35-летняя женщина, в одночасье ставшая на десять лет старше. Она переживает много разных состояний, связанных с женатым возлюбленным, странным знакомством с его сыном от первого брака. Образ получился каким-то мигающим как свет, с полутонами, и как сказала сама Дарья, полифонию характера придумала режиссер Алиса Ерохина, которая младше ее на десять лет.

«Велга» Анастасии Нечаевой также удостоена особого упоминания жюри за лучшее музыкальное решение, автором которого стал хорошо известный в кино композитор Антон Силаев. Главную роль в фильме, снятом по мотивам Ивана Бунина, сыграла Ольга Бодрова. Картина снималась в Мурманской области, в местах, где никто еще не снимал.

Талантливая актриса «Мастерской Петра Фоменко», дочь Сергея Бодрова-младшего Ольга Бодрова вспоминает: «У нас была свобода и сотворчество. Для Анастасии это дебют и для меня тоже. Мы помогали друг другу, вместе учились и находили путь, искали слова для того, чтобы друг друга понять и услышать. В таком совместном поиске и проходила наша работа. У нас был долгий период проб. Одна из основных задач в поиске актеров заключалась в том, чтобы мы подходили друг другу, чтобы можно было поверить в то, что мы друзья. Мы жили все вместе в прекрасной деревне на Белом море, вместе ездили на площадку в огромном зеленом автобусе. Мы были вместе всегда, и нам это помогало».

Вот, собственно, и все награды игрового конкурса, состоявшего из 11 картин. Как сказал член жюри, оператор и сын Станислава Любшина Юрий Любшин, если режиссер дожил до последнего съемочного дня, то уже ему можно дать награду, хотя бы за то, что он жив остался. А если он еще здорово снял картину, то можно выдумать вообще что-то интересное. Но почему-то получилось неинтересно и даже тупиково. Над фестивалем нависло уныние. Радовались только «два продюсера».

Евгений Цыганов представлял в Выборге «Прогулку» Алексея Учителя, которую там показывали почти 20 лет назад, уехал и вернулся вновь, чтобы оставить оттиск своей руки, которому уготовано место на Аллее звезд. Церемония проходила в старинной крепости, где прилюдно и сняли отпечаток. Евгений пожелал всем нам свободы и воздуха, открытого окна в Европу и мира без границ, и в этот момент прилетел белый голубь, по поводу чего пошутили, что он не иначе как из соседней Финляндии, до которой рукой подать.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28845 от 12 августа 2022

Заголовок в газете: «Экспресс» проехал по кинематографистам

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру