В Москве не состоялось несколько выставок из-за новых правил отбора художников

Культурный фильтр включили на максимум

20 июля вступил в силу регламент Министерства культуры, который предписывает федеральным музеям проверять готовящиеся выставки на соответствие Стратегии национальной безопасности РФ. К середине августа предписание спустилось на локальный уровень. Правда, почему-то не в письменной, а в устной форме.

Культурный фильтр включили на максимум
Мария Калмыкова и Максим Проценко рядом с инсталляцией «Встреча»

На днях состоялось заседание дирекции Объединения выставочных залов Москвы, где руководителям и кураторам галерей (в состав ОВЗ входит 20 площадок) огласили новые правила отбора художников. Теперь участники выставок обязаны предоставлять о себе информационную справку, в которой, помимо стандартной краткой биографии, необходимо указать зарубежные командировки за последние три года. К тому же кураторы должны проверять соцсети авторов на предмет «сомнительных» постов.

В результате нововведенного «фильтра» в ОВЗ уже не состоялось две выставки (причем, отменили их еще до общего собрания), а руководитель галереи «На Каширке» Людмила Кузьмина решила уйти с должности. К чему ведет «политика лояльности» в культуре, разбирался «МК».

В условиях новой реальности под нож идут многие неудобные темы и произведения искусства, в которых кому-то может привидеться какой-то не тот подтекст, даже, если такового и нет. Уже хватает прецедентов, когда старые работы художников не вписались в текущую ситуацию. Достаточно вспомнить скандальную отмену выставки Гриши Брускина в Третьяковке, составленную из работ, созданных с середины 1980-х до 2020 года. Или уголовное дело на Олега Кулика по поводу инсталляции «Большая мать» (2018 года создания), которая, по словам автора, посвящена отношениям мужчины и женщины, а вовсе не является насмешкой на скульптурой Вучетича «Родина-мать». Эти ситуации получили серьезную огласку. Отмены ОВЗ – тихие: о них уже говорят шепотом или пишут между строк.

Показательна история с выставкой «Вывеска-месседж», которая не откроется в галерее «На Каширке» 18 августа, как было запланировано. Проект под кураторством Киры Матиссен должен был стать исследованием, посвященным вывеске как «внешнему визуальному образу общества». Кира предложила художникам создать свою вывеску-месседж в любом жанре, будь то объект, графика, живопись, видео, скульптура или коллаж. «Интерес представляют как эксперименты с языком, так и формальный аспект: буква как конструктивный элемент, слово – как конструкция», – значится в описании проекта. Работы современных художников планировалось представить вместе с историческими плакатами и фотографии вывесок ХIХ-ХХ веков. Проект готовился долго, однако за несколько дней до монтажа что-то пошло не так…

– Сначала куратор выставки Кира Матиссен сказала, что не прошла наша работа «Prive», – рассказывает художница Мария Калмыкова, которая работает и как самостоятельный автор, и как участник группы «М+М», то есть в соавторстве со своим супругом художником Максимом Проценко. – Это инсталляция в виде золотого слитка, окруженного заборчиком, то есть это приватная территория условного золотого запаса, не важно, частного или государственного.ъ

Запрещённая работа "Prive" Арт-группы «М+М» - Мария Калмыкова и Максим Проценко

Вторую работу под названием «Встреча» разрешили: она показывалась много раз и представляет собой две фигуры, красную и черную, которые держатся друг за друга. Потом Кира начала узнавать у художников, подписывали они письма (против спецоперации - «МК»). Оказалось, что ОВЗ не может подписать с нами договор на участие в выставке. Таким образом работы большинства художников сняли…

На Каширке долго мучались, пытаясь все-таки представить проект, может быть, под другим названием. Однако, кончилось тем, что куратор выставки Кира Матиссен сложила с себя полномочия, руководитель выставочного зала Людмила Кузьмина решила не открывать проект в урезанном виде и теперь намерена уйти с должности. На пенсию.

Еще один запланированный проект не состоялся на другой площадке ОВЗ – в галерее «На Песчаной». Выставка с символичным названием «Любовь и слёзы» студентов и преподавателей программы «Комикс» Школы дизайна НИУ ВШЭ должна была открыться еще в конце июля.

«Выставка посвящена изменениям, которые сегодня происходят с самыми важными понятиями, сопровождающими нас всю жизнь. В частности, авторы обращаются к романтическому дискурсу и предлагают деконструировать устаревшие его элементы», – говорится в описании проекта. Однако и там что-то пошло не так с участниками и работами, которые, видимо, не вписались в новые правила.

Впрочем, согласно, официальной версии, выставку и вместе с ней и всю галерею закрыли «по техническим причинам». Словом, мороз крепчает вопреки августовской жаре. Расклад в культуре теперь таков: если художник в конце февраля на эмоциях написал в соцсети условное «Эх», а после закрыл свой аккаунт, то теперь он автоматически попадает в «стоп-лист».

Авторы, чьи работы пришлись не ко времени и не прошли «фильтр», однако, не отчаиваются. «Не сможем выставляться – ничего страшного: будем работать в стол или устраивать выставки у себя в огороде, организовывать квартирники». А что еще им остается? Другое дело организаторы выставок, которые, решив остаться на своих местах в госучреждениях, вынуждены играть по новым, но еще апробированным правилам. Произведение искусства ведь всегда многозначно и образно, и при желании в любом можно усмотреть в что-то не то. А разбираться в том и этом еще не научились, поэтому, очевидно, это не последняя отмена...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру