Евгений Миронов договорился с Томом Стоппардом

А «Школа современной пьесы» открыла первый сезон без своего основателя — Иосифа Райхельгауза

Новый театральный сезон начинается с традиционных сборов трупп, однако атмосфера на встречах непривычно сдержанная или напряженная. Оно и понятно — время устанавливает новые законы, диктует свои правила. Театральные ряды поредели, зарубежные драматурги и режиссеры отказываются сотрудничать с российскими сценами — словом, проблем хватает, но театр продолжается. Так, «Школа современной пьесы» открывает сезон без своего основателя Иосифа Райхельгауза. А Театр Наций во главе с Евгением Мироновым делает ставку на молодых.

А «Школа современной пьесы» открыла первый сезон без своего основателя — Иосифа Райхельгауза
Фото: пресс-служба театра

Итак, «Школа современной пьесы» открыла свой 34-й сезон, но уже без своего основателя — Иосифа Райхельгауза, с которым Департамент культуры не продлил контракт в связи с известными обстоятельствами. Теперь в театре на Трубной новый хозяин — режиссер театра и кино Дмитрий Астрахан. Он весьма энергично провел свою первую встречу с коллективом. Сначала рассказал о себе (где родился, учился, с кем работал), обозначил творческие горизонты, определив концепцию развития театра. А именно, театра Райхельгауза (а ШСП иначе и не называют), контент которого заключен в самом его названии, будет расширен в сторону классики.

— Будут расширяться границы в сторону произведений, написанных великими авторами, — сообщил Астрахан, и перечислил кто именно из них сделает честь сценам «Школы современной пьесы» — Островский и Сухово-Кобылин («Красавец мужчина», «Смерть Тарелкина»), Гоголь («Ночь перед Рождеством» как семейный спектакль) и беспроигрышная комедия положений — «Тетка Чарлея» в постановке Павла Любимцева.

Сам новый худрук, однако, возьмется за современность: «Про Вову и Машу» — так называется произведение сценариста Олега Данилова, с которым когда-то сотрудничал Дмитрий Астрахан. Из интригующих названий — «Курбский и Грозный», основой которого послужила переписка русского царя и беглого князя, по нынешним временам либерала.

Труппа, привыкшая к другому стилю общения с руководством (Райхельгауз — шумный, остроумный хозяин дома), сидела, притихшая перед неизвестностью, но обострять обстановку выступлениями или каверзными вопросами никто не стал. Но и Дмитрий Астрахан был взволнован, и только волнением можно объяснить одну странную фразу, прозвучавшую в напряженной тишине: «В Департаменте культуры мне предложили взятие театра».

Хорошо, что театра, а не Бастилии. На вопросы новый худрук отвечал уверенно, но кратко. Про гастроли: «Идут переговоры. Тут сейчас находится представитель Израиля, ведем переговоры. Из Чебоксар обратились к нам. Важно, чтоб театр ездил».

Про названия идущих кассовых спектаклей в афише (а это в основном постановки Иосифа Райхельгауза) сказано было так: «Старые названия остаются в репертуаре. Пока с ними со всеми не ознакомлюсь и пока не выпущены новые». Правда, два спектакля — «Бешеный хворост» и «Отщепенцы» — уже не идут. Но, справедливости ради, стоит отметить, что показы первого приостановлены были еще при прежнем руководстве.

Александр Галибин.

Хороший вопрос прозвучал от ведущего артиста ШСП Александра Галибина относительно работы нового руководства с труппой, которая состоит в основном из учеников Иосифа Леонидовича, привыкших к определенному театральному языку.

Дмитрий Астрахан.

— Язык у нас один — язык ремесла и профессии, которому нас учили, — парировал Астрахан и пообещал мирный вариант сосуществования. На другой вопрос — будет ли он успевать полноценно работать в ШСП, если у него проекты на стороне, и к тому же он набрал курс во ВГИКе — Дмитрий Астрахан ответил, что все, кто чего-то когда-то добился в театре вообще, всегда имели работу на стороне и везде успевали. На этом и закончили.

  * * *

Тем временем в другом театре — Наций — Евгений Миронов объявил о планах на сезон. Худрук был лаконичен и постарался обойти острые углы. Более 400 артистов работают с Театром Наций, при этом ни один из них не в штате, поскольку у него нет постоянной труппы и штатного главного режиссера. Поэтому сбор труппы здесь прошел без труппы, зато на сцене появились все основные партнеры и спонсоры. Корпоративный характер в этом году имела и премия Корша, которая вручалась во второй раз, аккурат после объявления планов на сезон.

Этой наградой в форме кирпича, придуманной Евгением Мироновым, отмечают прежде всего бойцов невидимого фронта — монтировщиков, гримеров, костюмеров, осветителей. Именно они, а не звезды театрального искусства стали на один вечер истинными звездами — на сцену поднимались в вечерних нарядах и, поверьте, ничем не уступали звездам. Номинации, в которых они отмечены, звучат жизнеутверждающе и ценностно — дружба, преданность, красота, луч, восхищение и магия. Правда, среди закулисных звезд, без которых немыслим ни один спектакль, на этот раз отмечены актеры — Александра Урсуляк (дебют на сцене Наций), питерский режиссер Андрей Могучий и актер Виктор Вержбицкий. Принимая свой кирпич (разумеется, элегантный, а не строительный), исполнитель роли Воланда в спектакле «Мастер и Маргарита» философски заметил, что «у нас кирпич никому просто так на голову не падает».

Филипп Киркоров, исполнивший в финале песню «Миром правит любовь» (весь зал ему подпевал и светил фонариками мобильников), был настолько воодушевлен увиденным, что озвучил со сцены свою мечту: «Я надеюсь выйти на вашу прекрасную сцену в спектакле. А не просто спеть песню. Я увидел звезду (указал на потолок) и загадал желание».

Однако вернемся к планам на новый 17-й сезон.

— Театр объединяет нас, несмотря ни на что, он приподнимает нас. Так что будем верны театру, — сказал Евгений Миронов перед тем, как перейти непосредственно к планам на год. А директор театра Мария Ревякина отчиталась о прошедшем, 16-м сезоне: посещаемость (несмотря на крутые цены) на высоте — 100 тысяч зрителей за сезон; заполняемость залов — более чем 90%; выпущено 8 новых постановок на большой сцене и 5 на малой.

— Новый 17-й сезон мы откроем премьерой спектакля «Привет, Саша!» — взял слово худрук.

В спектакле Марата Гацалова по одноименному роману Дмитрия Данилова главные роли сыграют Игорь Гордин и Наталия Вдовина. Действие антиутопии разворачивается в 2025 году. Его участниками станет преподаватель филфака МГУ, приговоренный к высшей мере наказания за связь со студенткой. В ожидании казни он живет на специальном «комбинате», где приговор должен привести к исполнению пулемет по имени Саша. Следующая премьера состоится уже в октябре — «Кто боится Вирджинии Вульф?» по пьесе Эдварда Олби, в ней будет занят и Евгений Миронов.

Премьера состоится на основной сцене. Там же пройдет премьера нового спектакля Юрия Бутусова «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» по пьесе британского драматурга Тома Стоппарда. На фоне массовых отказов нашим театрам ставить произведения современных зарубежных авторов Миронову удалось договориться со Стоппардом.

— Драматург отнесся с пониманием и дал нам права, — заметил Миронов и продолжил. — Ключевое слово для нас в этом сезоне — поиск смыслов. Новое пространство мы посвящаем поиску молодых режиссеров, выбрали троих — Елизавета Бондарь «Конформист», Артем Терехин «Повелитель мух», Мурат Абулкатинов «Обыкновенное чудо». Евгений  добавил, что Театр Наций планирует гастроли в девяти городах России, а также в Израиле. Завершить сезон собираются большими гастролями в Петербурге.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру