В Большом театре представили четыре современных одноактных балета

Все пошло на «L.A.D.»

На Новой сцене Большого балетная труппа екатеринбургского театра «Урал Опера Балет» показала свою программу «L.A.D.», выдвинутую на «Золотую маску» аж по восьми номинациям. Программа создавалась ещё до пандемии к 65-летию композитора Леонида Десятникова, и в её названии зашифрованы инициалы композитора.

Все пошло на «L.A.D.»
Балет «Три тихие пьесы».. Фото Елена Лехова. Предоставлено пресс-службой фестиваля «Золотая маска».

Музыка балета «L.A.D.» написана Леонидом Десятниковым в разное время и совершенно для других целей. Идея сложить этот музыкальный пазл именно в таком драматургическом единстве принадлежит Алексею Гориболю – пианисту, талантливому музыканту, очень хорошо понимающему природу творчества Десятникова.

Рискованная затея удалась на славу. Четыре композиции, выстроенные по принципу уплотнения фактуры и усложнения аранжировки, образовали единое целое, стартовавшее прозрачной лирикой «Трех тихих пьес». Прелестный вальс и музыка из фильма «Подмосковные вечера», исполненные Гориболем на фортепиано, установленном прямо на сцене, сменили виолончельные вариации, сыгранные Темирланом Абедчановым.

Золотомасочные эксперты постарались внесли в шорт-лист театральной премии кроме самого спектакля, выдвинутого в основной номинации («Лучший спектакль в балете»), в номинациях частных практически всех участников этого проекта: трех из четырех хореографов его осуществивших  (Максим Севагин, Андрей Кайдановский, Слава Самодуров), а также художников по свету и по костюмам (Мария Трегубова, Мелани Фрост, Константин Бинкин). 

Не была отмечена экспертами лишь та самая работа хореографа из Мариинского театра Максима Петрова «Три тихие песни», которой программа Екатеринбургского театра оперы и балета, собственно, и открылась. Между тем, если оценивать нетенденциозно и без пристрастий, то только этот балет в трехактной программе и был достоин номинации. 

Балет «Безупречная ошибка». Фото Елена Лехова. Предоставлено пресс-службой фестиваля «Золотая маска»

Разумеется, и другие работы, показанные в программе, вызывали определенный интерес. Но всё же все они были вторичны: хореографы повторяли то, что показывали уже в других своих работах. Кроме того, хореография Максима Севагина к балету «Безупречная ошибка», например, была значительно слабее его же хореографии к балету «Ромео и Джульетта» Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, тоже выдвинутого экспертами на «Маску» по многим номинациям, но как раз хореографию Севагина и не отметившими. 

Как не отметили они и работу Константина Богомолова – режиссера, собственно, придумавшего и осуществившего весь проект, наделавший столько шума и ставший одним из главных событий (наряду со спектаклем «Мастер и Маргарита» Эдварда Клюга в соревнование «Маски» не попавшем) прошлого сезона.

Между тем поставленный в неизменной неоклассической манере спектакль Максима Петрова отличался какой-то задушевной лиричностью, простотой, безыскусностью почти щемящей интонации. Как и музыка Десятникова, он казался прозрачным.  

Сделанный как будто из бумаги, в балете предстает дом, покинутый его обитателями и от пыли застеленный белой материей. В кучу составлены тут столы, стулья, перевернутый табурет, домашний цветок в горшке, настольная лампа… В центре - возвышающийся среди мебели большой плюшевый мишка, тоже завернутый в белую бумагу. Гольфы, шорты и белые платьица, в которые одеты танцовщики, – всё говорит о воспоминаниях детства, об уютном доме, в который «писем не напишешь и вряд ли позвонишь» и куда нет дороги, но в котором можно, тем не менее, оказаться в своих мечтах… Посмотреть там телевизор (как и все в этом доме, тоже белый) с любимыми мультиками, встретиться с друзьями, с первой любовью… В этом таинственном месте, куда ушло детство и где растворилась юность, всё как в сказке: чередуются красивые дуэты и изысканные вариации, поставленные для образующих в ходе балета три пары артистов екатеринбургского театра (Елена Воробьева, Анна Домке, Варвара Пугачёва, Андрей Вешкурцев, Фидан Даминев, Хидеки Ясумура), несмотря на прекрасное исполнение, на «Маску» тоже не выдвинутых.

Второй мини-балет «Безупречная ошибка» артисты станцевали на музыку композиции «Как старый шарманщик…» - драматической постмодернистской версии шубертовской песни из цикла «Зимний путь» для фортепиано и скрипки (Михаил Калупин). 

В этом произведении Максима Севагина сквозит какая-то удивительная пустота, скрытая за причудливостью формы. Вся оригинальность этой довольно скучной и тоскливой миниатюры, поставленной задолго до того, как талантливый танцовщик и балетмейстер стал балетным руководителем Московского Музыкального театра, состоит в контрасте и вычурности двух пар: один юноша в трусах, едва прикрытых надетым поверх тела пиджаком, на его девушке, наоборот, длинное вечернее платье; другой юноша, в противоположность первому, брюки надеть успел, но забыл про рубашку и вышел на сцену с обнаженным торсом, а его девушка щеголяет в гимнастическом купальнике с закрытой шеей, длинным рукавом и в перчатках…

Балет «Праздник уходящих». Фото Ольга Керелюк. Предоставлено пресс-службой фестиваля «Золотая маска»

Во втором акте появился квинтет, расположившийся в оркестровой яме. Балет «Праздник уходящих» использовал музыку, написанную к бабелевскому «Закату»: еврейские мотивы танца «7.40» в сочетании с эксцентричным танго создали весьма оригинальную картину кукольных похорон. Причем вопрос - кто «уходящий» и кто кого хоронит в этом насмешливо-грустном балете, по замыслу хореографа остается открытым. 

Выстроенные в ряд провожающие и сам Провожатый (Игорь Булыцын) с двумя гвоздиками в руках и диким хохотом на устах – начало балета. Среди провожающих Вдова, Дочь, какой-то пьяный, два солдата, два детектива, очевидно, расследующие произошедшее… Все существуют сами по себе и почти не замечают окружающих. Никаких связей друг с другом, отчего понять, что же перед нами всё-таки происходит, не всегда просто.

Современная черная комедия, трагифарс в духе эстетики Феллини. Все в клоунских нарядах, в цилиндрах или котелках. Мешковатые костюмы, на одном из мужчин что-то наподобие юбки. Балетом новое произведение Андрея Кайдановского назвать трудно, скорее, это танцпьеса. Хореографических изысков тут никаких, да и самой хореографии как таковой минимум. Зато есть свой взгляд на мир и собственный почерк. Очень, правда, мрачноватый и на любителя…

Балет «Дар». Фото Ольга Керелюк. Предоставлено пресс-службой фестиваля «Золотая маска».

Финальная кантата «Дар», написанная на стихи Гавриила Державина и исполненная инструментальным ансамблем, хором и солистами "Урал Оперы", стала кульминацией спектакля. Десятников, мастер пародии и стилизации, здесь был и ироничен, и серьезен одновременно. Архаика текстов, остроумные ритмы, затейливые переменные метры, яркий мелодизм, общий минорный лад, уместная патетика, сбалансированная юмором – во всем проявились гармония и хороший вкус всех музыкантов от автора до его интерпретаторов.

Все перечисленные «изломы» в музыке композитора отражены в «изломах» хореографии. «Дар» для меня – ребус, к нему нужно было искать ключ. Получилось коллажно и не без привлекательного хулиганства, которое у Десятникова в избытке», - комментирует свою хореографию балетмейстер. Действительно, сочиненная Десятниковым музыка вызывала заметные сложности, определенное «сопротивление материала», почти у всех хореографов, занятых в проекте «L.A.D.». Но и азарт присутствовал, чтобы задачу решить. 

Видно это «сопротивление материала» и в хореографии Самодурова, которая, хотя и находится в довольно сложных отношениях с юношеским сочинением Десятникова, не следуя ему буквально, и особенно со стихами Гавриила Державина, на которые сочинена кантата, всё же затейливо придумана.

Обнаженные торсы, трико или плавки на танцовщиках – классический минимализм в костюмах призван отображать овеществленную телесность. Перед танцовщиками Самодуров ставит сложные хореографические задачи. Это своеобразная «ответочка» на «ребус», решать который пришлось самому хореографу.  Но артисты «Урал Оперы Балета» с этими задачами справляются.

На фестивале «Золотая маска» этот балет будет бороться с самодуровским же балетом «Танцемания», осуществленным в Большом театре в конце прошедшего сезона и тоже выдвинутым на номинации. Но ему «Дар» явно уступает и по сути является очередной «вариацией» приемов и хореографической лексики, наработанной хореографом - чемпионом по числу побед на «Золотой маске». 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру