Именем Рустама Ибрагимбекова назовут кинофорум и снимут приквел «Белого солнца пустыни»

Дело легендарного сценариста и режиссера не будет забыто

Больше года прошло со дня ухода из жизни замечательного драматурга, режиссера, писателя, продюсера и человека Рустама Ибрагимбекова. Его знают как сценариста фильмов «Белое солнце пустыни» (совместно с Валентином Ежовым) Владимира Мотыля, «Храни меня, мой талисман» Романа Балаяна, «Урга. Территория любви», «Сибирский цирюльни», «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова, «Кочевник» Сергея Бодрова-старшего. Как выяснилось, его славные дела живут, и его именем будет назван кинофорум. А давний сценарий, отсылающий к предыстории «Белого солнца пустыни» может быть реализован.

Дело легендарного сценариста и режиссера не будет забыто
Рустам Ибрагимбеков с дочерью Фатимой

Людей теперь так быстро забывают, несмотря на их заслуги. Все быстротечно. Казалось, что и славные начинания Рустама Ибрагимбекова, его невероятные усилия по сохранению единого постсоветского кинопространства канули в небытие.

Он создавал масштабные международные проекты, объединявшие кинематографистов разных континентов, сделал все возможное, чтобы кинематографисты ушедшего в историю СССР не разбежались, кто куда. Это было основой его деятельности на посту главы Конфедерации Союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии и Форуме национальных кинематографий, объединявших режиссеров и сценаристов стран СНГ, а когда-то и Балтии. Ради этого он создал когда-то и международную премию «Восток-Запад. Золотая арка».

Дочь Рустама – актриса, сценарист и продюсер Фатима Ибрагимбекова, которую он обожал, решила продолжить дело отца, что в нынешних обстоятельствах не так просто.

- В связи с геополитической ситуацией «Золотую арку» невозможно провести, - говорит Фатима. - У нас в жюри было 60 киноведов и кинокритиков из разных стран. Многие из них не смогут к нам приехать. Многие страны, входившие в список участников и номинантов, сейчас не могут быть представлены. А мне не хотелось, чтобы папино дело, его работа в Конфедерации прервались. Мы решили возродить Форум национальных кинематографий, проходивший 17 раз, возродить и сделать акцент на образовательных мероприятиях, чтобы поддержать студентов разных киношкол и стран, входящих в Конфедерацию. Решено также присвоить форуму имя Рустама Ибрагимбекова и провести вечер его памяти в Москве. Все, что я организовывала, проходило в Баку (там он родился и вырос, учился и работал – С.Х.). А в Москве ничего не было. Хорошо, что к годовщине ухода папы мы успели открыть ему памятник. Было камерное, но очень душевное мероприятие. Все, как папа любил: по-домашнему, все свои.

- Сейчас быстро обо всем забывают. Вы не столкнулись с этим?

- Нет, не забывают. Я постоянно получаю приятные новости. В Турции вышло собрание его сочинений, практически восемь томов. Все они переведены на турецкий язык. В Баку уже переведено два тома его произведений на азербайджанский язык. Будем их издавать. В России выйдет альманах, состоящий из воспоминаний друзей и коллег. Мы с братом активно занимаемся тем, чтобы папины сценарии были поставлены. Есть несколько проектов, сериал и фильм. Мы всячески способствуем тому, чтобы его дело продолжалось. Все страны, входящие в Конфедерацию, не смотря на все сложности, позитивно настроены. Никто не вышел из ее рядов. Многие с большим воодушевлением откликнулись и хотят к нам приехать и показать свои фильмы.

- Сериал, о котором вы упомянули, будет сниматься в Азербайджане или России?

- В России. Это приквел «Белого солнца пустыни», который мой папа еще с Валентином Ежовым написали. Но пока об этом рано говорить. Идут переговоры. К проекту в разное время подступались разные люди.

- Рустам мне об этом рассказывал. Юсуп Разыков должен был снимать сериал.

- Желающих много. Хотелось бы, чтобы это было качественное, талантливое кино. Начинали мы еще с папой. Я пыталась активно поспособствовать тому, чтобы это свершилось. Надеюсь, что удастся довести его замысел до логического финала.

- Все ваши старания имеют отклик? Кому-то интересно то, на что ваш отец жизнь положил?

- Нас активно поддерживают дипломаты, те люди, которые работали с папой. Ведь чтобы не случилось, надо продолжать наводить культурные мосты. То, что не могут сделать политики, способны осуществить деятели культуры. Папа тридцать лет всем этим занимался. Вы же помните, какие страшные были времена в 90-е. Но он так усердно все сохранял. Сколько ему вставляли палки в колеса. А сейчас все поняли, как важно дружить с Казахстаном, Азербайджаном, Таджикистаном, Арменией и Узбекистаном. А в конце 90-х никто почему-то об этом не думал. Говорили, что и Конфедерация не нужна, что мы будем сами по себе.

- Рустама Ибрагимбекова недавно заменил актер из Белоруссии. Теперь он возглавил Конфедерацию.

- На папин пост нужно же было кого-то выбирать. На общем собрании в зуме представители всех государств-участников проголосовали за Виктора Васильева. Он очень энергичный и замечательный человек и актер и с удовольствием взялся за дело. Так что Конфедерация жива.

Отрадно, что дети Рустама Ибрагимбекова – Фатима и Фуад – пытаются осуществить творческие замыслы отца. Стоит вспомнить, что за проект «Белое солнце пустыни. Начало» брался Юсуп Разыков. Должен был выйти сериал. Замышлялась предыстория фильма Владимира Мотыля о том, как встретились красноармеец Сухов и Катерина Матвеевна, как Сухов оказался в Средней Азии, какой была молодость Абдуллы и что происходило в гареме. Рустам не раз рассказывал об этом проекте, верил в него, призывал воздержаться от сравнений, поскольку это самостоятельное произведение. Да и Владимир Мотыль думал о продолжении и кажется, немного обиделся, что ему не предложили поучаствовать в затевавшемся проекте. Возникала также история продолжения, где должен был появиться сын Сухова, а сам он прошел ГУЛАГ, а когда вернулся, его любимой Катерины Матвеевны уже не было на свете.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру