«Венера с зеркалом» – не только одно из самых известных произведений в истории искусства, оно еще и одна из самых известных жертв вандализма. В 1914 году британская суфражистка Мэри Ричардсон несколько раз ударила холст ножом. После задержания девушка призналась, что пошла на столь отчаянный жест, чтобы выразить протест против ареста своей подруги Эммелин Панкхёрст. Тогда Веласкес стал разменной монетой в борьбе женщин за свои права. Теперь опыт столетней давности взяли на вооружение экоактивисты.
Акт вандализма в Национальной галерее совершили двое молодых людей – 22-летняя девушка и 20-летний юноша. Каждый из них по пять раз ударил стекло картины молотком, отчего на нем остались серьезные трещины. Пока неизвестно, насколько поврежден сам холст, но, вероятно, осколки могли врезаться в красочный слой.
«Разработка новых месторождений нефти и газа убивает миллионы. Если мы любим искусство, если мы любим жизнь, если мы любим наши семьи, мы должны просто остановить нефть», — заявили экоактивисты. После чего тут же были задержаны.
Случай в Национальной галерее говорит о том, что противники нефтеразработок переходят в наступление. Они уже не ограничиваются эффектными акциями, относительно безопасными для произведений. Что дальше? В ход пойдут топоры?
Второй вопрос – к самому музею. В ситуации, когда экоактивисты чуть ли не каждую неделю устраивают свои выходки, меры безопасности должны были бы усилить. Однако активисты без проблем пронесли в галерею молотки. Почему их не остановили охранники? Почему смотрители не нажали кнопку тревоги, как только молодые люди переступили ленту ограждения в музее? Если же сигнал и был отправлен в службу безопасности, то реакция на него оказалась запоздалой. Очевидно, что пока музеи не предпримут какие-то меры быстрого реагирования, нападения на шедевры продолжатся.