Озвучено пророчество Льва Рубинштейна: «Человечество научится управлять гравитацией»

Художник Александр Шабуров рассказал одну из историй поэта, почти анекдот

Его путь в литературе начался на излете оттепели. В застойные 70-е он стал одним из основоположников московского концептуализма и придумал особый жанр — стихи на карточках. В наше время Лев Рубинштейн остается по-настоящему значимым поэтом и эссеистом. Он похож на свои стихи. Лаконичный, легкий, острый. Поэт Рубинштейн – несомненно, явление, человеком он был особенным. Еще вчера читал стихи на очередном творческом вечере, а сегодня скончался от последствий ДПТ. Ушел как-то вдруг, нечаянно, оставив нам свой красноречивый минимализм.  

Художник Александр Шабуров рассказал одну из историй поэта, почти анекдот

тестовый баннер под заглавное изображение

Впервые мы встретились 16 лет назад. Сентябрьским вечером случилось мне оказаться в театральном кафе, где гудела веселая компания художников и литераторов. Во главе круглого стола – Лев Семенович: отмечали выход его книги «Словарный запас» – словаря, состоящего из острых эссе, о политической культуре. Знакомые тут же познакомили с поэтом. Невысоким и поджарым, с умными, ироничными глазами. Его дружеский вечер был как он – теплым, легким и остроумным. Рубинштейн тогда подарил книгу, где на форзаце написал: «Дорогой Маше на добрую память». Он так многим писал. Память – основная единица вечного, о которой он размышлял на волне актуального.

Ему довелось пережить несколько эпох, ведь родился он в 1947-м. Детство провел в подмосковных Мытищах. Закончил филфак Московского государственного заочного педагогического института (ныне – Государственный педагогический). Работал библиотекарем в институтской библиотеке. Библиотечные карточки, с которым он там работал, поэт превратил в «холсты» для своих произведений, что из фраз складывались в фрагментированное, постмодернистское полотно-текст.

Два года назад на фестивале «Первая фабрика авангарда» в Иванове мы вновь случайно встретились и проговорили полтора часа о классической и современной литературе, о нашем времени, которое пишется «плакатным пером». Тогда Лев Семенович сказал: «Я не учитываю время. Я просто читаю стихи. Я читал поэзию и прозу, в том числе смешную». И добавил в конце: «Ближайшее будущее темновато. Но вообще я оптимист. Жена говорит, что мой оптимизм часто доходит до идиотизма. Думаю, выберемся».

С оптимизмом говорили мы и о концептуализме, которого уже нет, и о концептуалистах, которые еще живы. Вспомнили и о его знаменитой «картотеке», благодаря которой Рубинштейн прославился в начале 1970-х. Стихи на библиотечных карточках стали феноменов советского времени – и явлением, которое окрестили литературным минимализмом, новой формой письма. Саму идею – записывать фрагменты своих произведений на карточках – он, вероятно, позаимствовал у Набокова. Но Набоков в итоге собирал из карточек обычный текст, а Рубинштейн – в стопку. У него получался не просто законченный текст, а арт-объект. «Регулярное письмо» — сборник карточных произведений, охватывающий период с 1976 по 2006 годы – больше чем книга, это и произведение визуального искусства, концептуальной мысли.

– Эпоха карточек завершилась, – сказал мне осенью 2022-го Лев Семенович. – Карточки были невероятно популярны в 1970–80-е годы: все ездили с ними в карманах, выписывали туда цитаты или учили с их помощью языки. На сегодняшний день это уже музейные экспонаты. А я современный писатель. Интернет появился, когда я был уже совсем взрослым писателем. Потом появились социальные сети. Это те же самые карточки — только на каком-то другом витке. Поэтому для меня было естественным войти в интернет-пространство. Жанр социальной сети мне близок, потому что многие мои картотечные тексты устроены по такому же принципу — свободного перетекания из одного островка в другой, фрагментарности текста и мышления…

И все-таки я набралась храбрости и попросила Льва Семеновича написать последнюю карточку. Особенную. Придумать мечту. Авторский, выдуманный только им, праздник. Можно было выбрать любой день любого месяца, какой ему нравится. На выставке «Открытика» в Музее декоративного искусства Лев Рубинштейн стал одним из 13 художников, которые сочинили будущее, точнее, будущий календарь (каждое произведение превратилось в открытку). Мы представили, что на носу 2060-е, мы живем в новом мире, где звезды стали ближе, а технологии феноменальны, где происходят любые чудеса. Спустя месяц после того разговора Лев Семенович написал от руки три карточки – на тех самых, старых, библиотечных, из 1970-х. Их запас, как оказалось, он бережно хранит с советских времен дома. Рубинштейн придумал «День Парашюта» и вот как описал его: 

«3 июня 1785 году Фр. Бланшар продемонстрировал первый парашют. Поэтому этот день будет объявлен Днем Парашюта. Когда человечество научиться управлять гравитацией, парашют в его нынешнем виде станет чем-то вроде украшения - он ведь действительно красив. А также он станет восприниматься как предвестник свободного воздухоплавания. В этот день люди будут свободно парить в воздухе, украсив себя разноцветными лоскутками парашютного шёлка, развивающегося на ветру, и держа в руках красочные зонтики, - стилизованные под парашюты».

Не знаю, постиг ли Лев Рубинштейн гравитацию, парит ли он теперь свободно в воздухе, но жизнь он постиг достойную. А главное – как сказали его друзья художник Леонид Тишков и его супруга писательница Марина Москвина – «остались в нашей Вселенной его слова – слова поэта, одинокие и вечные, как звезды на черном морозном небе». И, правда, остались.

Художник Александр Шабуров:

Мы познакомились с Львом Семёновичем в конце 1980-х на фестивале «Альтернатива» в Свердловске, где они выступали с пианистом Батаговым. Последний раз виделись за неделю перед Новым годом на открытии книжного магазина «Циолковский» на Поварской. Он был неуёмный и нестареющий, бывал везде и всюду. Чем-то, помню, болел пару лет назад, а потом продолжал вести себя точно так же, ничуть не изменившись. Раньше ещё Пригов был, который тоже не ленился повсюду ходить и мог по любому случаю сформулировать свою точку зрения.

Вот вам анекдот от Рубинштейна.

То ли он сам, то ли кто-то из его друзей приехал с лекциями в какой-то зарубежный университет. Поселили его в кампусе и оставили одного. Он вышел на улицу, там тоже почти никого нет. Он пошёл в город — улицы пустые. Увидел бар — подумал: хоть с барменом поговорю. Зашёл, сел за барную стойку, не знает, с чего начать. Видит, на стойке лежит коробок спичек, на этикетке — изображение этого самого городка. Ну, думает, начну со спичек, а там слово за слово. Говорит бармену: «Замечательные спички!» Тот смерил его недоумённым взглядом и отвечает: «Как спички, ничего…» И больше ни слова не произнёс.

И мы ещё в течение полугода прилагали эту формулу ко всему, что попадётся: «как книжка, ничего», «как пьеса, ничего», «как выставка, ничего» — и смеялись.

Ещё вспомнил новогоднее поздравление от Рубинштейна:

«С НОВЫМ Г.

ПУСТЬ ВСЁ БУДЕТ Х.»

Когда Рубинштейна сбила машина, я послал ему смс, чтобы он поправлялся. Понимая, что он ее не увидит, раз лежит в бессознательном состоянии, скорее, просто, чтоб выразить поддержку. Смотрю, а у него там включён какой-то кружок, похожий на часики. Посмотрел, что это такое. Оказалось, у него включён режим, при котором сообщения через 7 дней исчезают.

Лев Рубинштейн скончался в 76 лет: последние фото поэта

Лев Рубинштейн скончался в 76 лет: последние фото поэта

Смотрите фотогалерею по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29194 от 15 января 2024

Заголовок в газете: На смерть поэта

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру