Зоя Богуславская — в шорт-листе «Большой книги»!

У 101-летней писательницы Богуславской будет один шанс из семи на получение премии

3 июня в Демонстрационном зале ГУМа в формате «угадайки» объявили короткий список крупнейшей литературной премии страны в области прозы. Главным вопросом было, «перекочует» ли из лонга в шорт имя Зои Богуславской, отпраздновавшей 16 апреля 101-й день рождения и 21 апреля попавшей в длинный список.

У 101-летней писательницы Богуславской будет один шанс из семи на получение премии

тестовый баннер под заглавное изображение

«Большая книга» в нынешнем сезоне несколько переформатировалась: победителей будет меньше, зато собственно художественную прозу и нон-фикшен развели по разным углам. Премиальные списки идут в алфавитном порядке, поэтому фрагмент книги Зои Борисовны «Халатная жизнь» на церемонии прочитали первым — ее зрители угадали «с двух нот», то есть с первых слов.

Номинация «Нон-фикшн» 2025 года — это семь авторов. Но я бы использовал другую формулу — это «Богуславская и еще шесть человек». Бесконечно прекрасных: Вячеслав Курицын с капитальным томом о романе «Война и мир», Андрей Рубанов, давший трактовку жизнеописания огнепального Аввакума как первого русского писателя, лиричная Елена Холмогорова, собравшая бесценные воспоминания… Но у Литературной академии, решающей, кому из шортлистеров в конце года вручить главный приз в невыдуманной подноминации, впервые за XX лет нет выбора, но есть единственно верное решение.

Кто победит в «Художественной прозе» — уже не так важно. В перечне финалистов восемь имен, явных фаворитов — трое. Допустим, Андрей Дмитриев, Майя Кучерская и Вера Богданова. Но не спать три ночи, переживая за кого-то конкретно, я точно не буду.

Еще обратило на себя внимание отсеивание на финальном этапе двух Z-писателей. В зале, где собралась практически вся литературная тусовка, был замечен Олег Демидов, критик, вошедший в лонг нон-фикшена с капитальной биографией андеграундного поэта Леонида Губанова. Его появление могло иметь продолжение, но ни Демидов, ни Герман Садулаев, написавший, в том числе на материале событий на Украине, книгу «Никто не выVOZит эту жизнь», дальше лонга не прошли.

Возможно, организаторы учли в данном случае не только литературные достоинства книг, но и скандальный бэкграунд. Буквально на днях единомышленники Демидова облили кефиром жестко (и местами с «перебором») критиковавшего их историка и телеведущего Бориса Якеменко, что Демидов в личном телеграм-канале преподносит как рыцарский поступок.

Что дальше? Обливать кисломолочкой экспертов премии, которую тебе не дали? Издателей, не принявших твою рукопись? Редакторов журналов, отказавших в публикации?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру