Идея выставки, посвященной предметам, на которых есть тексты и надписи, лежит, пожалуй, на поверхности: таких вещиц немало во всех музеях, но о чем именно говорит предмет, какая история за ним стоит? Вот что особенно интересно! Знаки и буквы на вещах всегда вызывают неподдельное любопытство, а у ученых — еще и жажду расшифровать и «дойти до самой сути», исследовать и не только увидеть, но еще и услышать, понять мысль, которую пытается донести до нас история из глубины веков.
Впечатляющее богатство памятников, шрифтов, текстов, вариаций надписей, а главное: для чего они нужны, почему эти надписи размещали на тех или иных вещах? Выставка — возможность поговорить с нашим прошлым, глубже окунуться в разные традиции и открыть много нового и про себя любимых, в том числе. Даже кириллица, как оказалось, не так проста, потому что многое зависело от того, в какой местности создавался предмет, отсюда возникала разница. Каждый предмет переосмыслили как шедевр, поэтому осматривать небольшую экспозицию стоит не по тематическим разделам, не мини-комплексами, а любоваться всем по отдельности и каждые несколько минут совершать для себя маленькое открытие.
Вообще, название выставки на секунду напрягло: сегодня «говорить» и шевелиться многие предметы, картины начинают благодаря искусственному интеллекту, поэтому невольно возникает подозрение: а не задействовали ли здесь нейросеть? Но нет, экспозиция абсолютно живая, настоящая, где действительно открываешь для себя послания из прошлого и словно вступаешь в диалог с историей, не виртуальный, не искусственный, а реальный.
Всего четыре раздела — кириллица, арабская письменность, еврейская и иероглифы. Расскажем пару-тройку историй.
В кириллическом отделе красуется прялка — она обращает на себя внимание не только своей «осанкой» и «макияжем», с ней связан редкий случай, когда известно, кому точно предмет принадлежал. Когда в Этнографическом музее выставили эту вещь, с сотрудниками связалась родственница владелицы прялки, благодаря которой стало известно, что она принадлежала Александре Клестовой, жительнице Архангельской губернии. Надпись фиксирует, что роспись осуществили в 1887 году: «Сия пря Алек. М. Клестовой 1887 года кро ва». Удалось расшифровать, кто красил: Василий Амосов. В собрании музея есть даже фотография владелицы — теперь ее знают в лицо, что случается нечасто.
В коллекции Этнографического музея хранится немало предметов из коллекции собирательницы Варвары Шнейдер, лубок в кириллическом разделе — как раз одна из ее вещиц. Сюжеты на нем бытовые, вполне добрые, в чем-то даже потешные: детки играют с мячом, девочка кормит птичек, мальчик залез на яблоню и трясет дерево, а внизу ребятишки собирают упавшие фрукты в корзину, стережет яблоки и барашек — хочет, наверное, полакомиться. Мама с ребенком косят траву, под ними надпись: «Коси коса, пока роса, роса долой, ямы домой» и «Маша голубей кормит».
Буддийская традиция, в отличие от православной и многих других, требовала не чтения молитв, а вращения молитвенного барабана, в котором спрятан молитвенный свиток. Молитвы прокручивались и доходили до божеств, так люди обращались со своими просьбами к высшим силам. И барабан, и, главное, молитвенный свиток можно разглядеть поближе — обычно он спрятан от людских глаз. Но в этой витрине есть еще и баранья лопатка, и если с молитвенным барабаном все ясно, то с лопаткой появляются вопросы. Оказывается, они нужны для гадания: на нее смотрели, и через просвет возникали туманные образы. Мудрецы интерпретировали увиденное, а затем лопатка могла стать амулетом или оберегом.
Если сегодня мы страдаем перепотреблением, покупаем вещи для радости и удовольствия, то нашим предкам расточительство не было свойственно, и каждый предмет был для чего-то нужен и обязательно использовался, даже если носил не совсем утилитарный характер. Изысканный то ли кулон, то ли подвеска круглой формы с надписями на иврите — амулет-оберег для роженицы, а не просто украшение.
У кавказских народов оформление предметов буквами тоже было распространено, особенной популярностью пользовалась техника нанесения клейма, на котором, на счастье ученых, имелась дата изготовления предмета, часто также обозначали владельца или посвящение, у мусульман цитировали Коран. Причем такие пометы ставились не только на медных изделиях, таких как кувшин, но и на чесалке для шерсти, например.