Балет «Щелкунчик» 1892 года и балеты на античную тему стали главными событиями сезона

Главными событиями года стали балеты региональных театров Перми и Самары

События года в балете произошли на этот раз не в столице, а в региональных театрах Перми и Самары. Пермский театр оперы и балета им. Чайковского представил в прошлом году балеты на античную тему: «Сильвию» на музыку Лео Делиба и «Орфея» на музыку Стравинского. А самарский музыкальный театр «Шостакович Опера Балет» показал реконструкцию классических балетов - знаменитый «Щелкунчик», а также балет «Роман бутона розы» на музыку Дриго – последний балет гения классической хореографии Мариуса Петипа. 

Главными событиями года стали балеты региональных театров Перми и Самары
Педро Сеара (Сфинкс), Полина Чеховских (Настурция), Марина Накадзима (Маргаритка) в балете «Роман бутона розы». «Шостакович Опера Балет» (постановка Наталья Воскресенская). Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля «Видеть музыку»

тестовый баннер под заглавное изображение

«Щелкунчик» был возрожден в самарском театре крупнейшим в мире специалистом по старинной хореографии, худруком балета театра Юрием Бурлакой в том виде, в каком балет впервые увидел свет в 1892 году при жизни Чайковского. То есть в классической хореографии другого гения русского балета Льва Иванова, создателя знаменитых лебединых сцен в балете «Лебединое озеро». А постановкой последнего балета Мариуса Петипа «Роман бутона розы» занималась знаменитый реставратор-реконструктор старинных балетов Наталья Воскресенская. И этот одноактный балет вошел в программу «Балеты императорского двора». 

Исчезнувшие и возрожденный спектакли, показанные в этой программе, действительно предназначались для показов в узком круге императорского двора в личном «домашнем» придворном Эрмитажном театре, расположенном в Зимнем дворце, и выносились на большую сцену Мариинского театра только с одобрения императора и императрицы. Однако «Бутону розы» не повезло и он пал жертвой придворных интриг, и уже отрепетированный и с готовыми декорациями, в то время ни разу не был показан даже узкому кругу придворных.

Кирилл Макурин (Орфей) в балете «Орфей». Пермский театр оперы и балета им. Чайковского (хореограф Алексей Мирошниченко). Фотограф Никита Чумнов

Хотя хореография Петипа к «Бутону розы», даже в записях, практически не сохранилась, Воскресенская, изучившая стилистику хореографа по дошедшим до нашего времени его работам, сочинила свою стилизацию, где воспроизвела дух и образ последнего балета классика. Скрупулёзен и точен в хореографической реконструкции «Щелкунчика» Льва Иванова (хотя сам хореограф не называет эту свою работу реконструкцией) и Юрий Бурлака. На основании изучения всех оказавшихся для него доступными материалов к балету, которые исследователь собирал в течение всей жизни, он создал захватывающую феерию танца.

Совсем другой подход к балетам у худрука пермского театра Алексея Мирошниченко, поставившего «Орфея» и «Сильвию». Это не реконструкция старинной хореографии, а создание совершенно новых спектаклей. С учетом того, что сейчас балеты по античной мифологии крайне редки, надо понимать - «Орфей», кроме пермского театра, больше нигде в мире не идет, а в историю балета ХХ века «Сильвия» вошла только благодаря каноническим спектаклям Фредерика Аштона и Джона Ноймайера. В России же этот балет почти не ставился.

В своей любви к культурам прошлого Алексей Мирошниченко не археолог и не реконструктор - он поэт и хореограф до мозга костей. Ему чужд мелочный историзм. Соединив легенду из ранней древнеримской мифологии о Рее Сильвии (самой известной в истории весталки и матери основателей Рима - братьев Ромула и Рема) с сюжетом романа Рафаэло Джованьоли «Опимия» (посвященного трагической судьбе весталки), Мирошниченко придал действию нового балета захватывающий остросюжетный характер. Всё роскошество и великолепие великой античной цивилизации, намеренно представленное в балете в многообразной мешанине всевозможных археологических пластов и периодов, изящно приправлено в «Сильвии» такой же обобщенной эстетикой большого парадного балетного спектакля XIX века. 

Педро Сеара (Принц Оршад (Щелкунчик-принц) ) в балете «Щелкунчик». «Шостакович Опера Балет» (постановка Юрий Бурлака) Фото – Александр Крылов. Фото: Предоставлено пресс-службой театра «Шостакович Опера Балет»

В «Орфее» же все подчинено драматургии действия. Вы не увидите здесь никаких технических наворотов, высоченных прыжков или других балетных трюков. А скульптурность поз, будто танцует ожившая древнегреческая статуя или оживает древнегреческий фриз, идет от балетов реформатора начала XX века Михаила Фокина, Вацлава Нижинского с его «Послеполуденным отдыхом фавна» и Сержа Лифаря, с его мифологическими балетами. Но более всего хореограф ведет здесь диалог с Джорджем Баланчиным, поставившим «Сильвию» в 1948 году в Нью-Йорке. И такой роскошной, исторически выверенной, стилизованной и в танце, и в оформлении спектакля античности больше не увидеть ни в одной театральной постановке.

Так что все четыре балета пермского и самарского театров являются абсолютными раритетами и спектаклями, выдающимися в художественном отношении. Все они (за исключением почему-то балета «Сильвия) выдвинуты в этом году экспертами как лучшие балетные спектакли года на национальную театральную премию «Золотая маска». Жаль, что в личных номинациях «Золотая маска» больше не присуждается – внимания заслуживают и работы художников.

Антон Осетров (Мариинский театр) в Адажио из балета «Ромео и Джульетта». Фото Андрей Степанов

Говоря об этих спектаклях, необходимо так же назвать и балетных артистов их станцевавших: это виртуозный и обаятельный бразилец Педро Сиара и его прекрасные партнерши Наталья Клеймёнова, Ксения Овчинникова и Полина Чеховских из самарского театра «Шостакович Опера Балет»; изумительный в своей артистичности и технике танца Кирилл Макурин и невероятная красавица Булган Рэнцэндорж из Пермского театра оперы и балета им. Чайковского. Это первоклассные и получившие уже заслуженную известность артисты.

А открытием года в области балета я бы назвал фантастического фактурного красавца из Мариинского театра Антона Осетрова, прирожденного балетного принца, как будто явившегося к нам из балетной же сказки. Именно такого принца Зигфрида он нам и явил в черном па-де-де из «Лебединого озера» в спектакле-концерте «Чайковский. Фон Мэкк. Па-де-де». Полетные прыжки его Конрада из балета «Корсар», Золотого раба из «Шехерезады»; страстность, безбрежность и бескомпромиссность чувств его Ромео, широту и энергию танца в партии бога ветра Вайю из балета Петипа Талисман – всё это забыть невозможно. И исполнены эти партии на вечере «Новогодняя магия звезд балета» в Кремлевском дворце были на высочайшем профессиональном уровне.

Сцена из балета «Сильвия». Пермский театр оперы и балета им. Чайковского (хореограф Алексей Мирошниченко). Фото Андрея Чунтомова

К другим балетным впечатлениям я бы причислил Эдгара Егиазаряна из «Кремлевского балета», обрушившего на зрителя бурю эмоций в роли Абдерахмана в балете «Раймонда»; Ивана Поддубняка и Даниила Потапцева из Большого театра: первого – остро и комично сыгравшего Главного конюшего и Спальника из сказки «Конёк-горбунок» (тоже яркая премьера Большого театра в уходящем году), второго за исполнение графа Альберта в балете «Жизель».

Отметим и Романа Шевченко из «Стасика» за его лиричного и самоотверженного принца Зигфрида в «Лебедином озере». А также чемпионов юношеского и мужского танца, балетных юниоров - 19-летнего Дениса Мазанова из «Шостакович. Опера. Балет» и Андрея Каверзникова-Родригеса, одарённого 15-летнего ученика Белорусской хореографической гимназии-колледжа.

Антон Осетров и Надежда Батоева (Мариинский театр) в па-де-де из балета «Лебединое озеро». Фото Андрей Степанов

Ну и, конечно, прекрасных балетных девушек: Марию Кошкарёву из Большого театра - обольстительную и чувственную Зобеиду в «Шехерезаде» и техничную и яркую Аспиччию в «Дочери фараона»; Анфису Ощепкову из «Стасика» – певучую по линиям Одетту и дьяволицу Одиллию в «Лебедином озере», у которой с Романом Шевченко сложился великолепный дуэт.

Итак, балетный год завершился. Мы увидели достаточное количество интереснейших постановок, и в них же засияло целое созвездие талантливых имен - вдохновенных тружеников Терпсихоры, которым еще только предстоит создать и воплотить на лучших сценах страны много первоклассных и запоминающихся образов. Всё это яркие балетные впечатления насыщенного художественными событиями года.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру