Премьера всемирно известного фильма состоялась, благодаря спринтерскому забегу режиссера

100 лет назад на экране впервые показали «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна

Век тому назад состоялся первый публичный показ кинокартины «Броненосец «Потемкин». Этот фильм признан одним из шедевров мирового кинематографа, на протяжении уже многих десятилетий занимая верхние строчки в списках. А ведь детище режиссера Сергея Эйзенштейна вполне можно охарактеризовать, как экспромт. Вдобавок созданный и даже подготовленный к дебютной демонстрации в режиме жесточайшего дефицита времени.

Апофеозом такого цейтнота стала ситуация, сложившаяся в самые последние дни и часы работы над художественной лентой.

100 лет назад на экране впервые показали «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна

тестовый баннер под заглавное изображение

На 24 декабря 1925-го было запланировано проведение в Большом театре торжественного вечера, который посвящен 20-летию первой русской революции. Публику собрали по пригласительным билетом весьма заслуженную – ветераны-большевики, партийные и советские руководители, военачальники, деятели культуры… Одним из главных пунктов программы стал премьерный показ новой кинокартины о событиях той революционной поры – «Броненосец «Потемкин». Однако уже в последний момент выяснилось, что создатели фильма не успевают закончить работу над его монтажом к установленному дню.

Пришлось кинематографистам действовать в авральном порядке. Главные авторы – режиссер Сергей Эйзенштейн и оператор Эдуард Тиссэ, захватив с собой коробки с уже готовыми первыми частями своей ленты, отправились в Большой театр к началу торжественного вечера, а помощник Эйзенштейна Григорий Александров (в будущем – автор знаменитых советских кинокомедий) остался в рабочем помещении - заканчивать монтаж последней части «Потемкина».

Завершив эту работу, он сел на предусмотрительно приготовленный мотоцикл и помчался на нем из Замоскворечья (там находилась Первая госкинофабрика – бывшее предприятие Ханжонкова) в центр. Однако по закону подлости техника подвела: неподалеку от Иверских ворот Китай-города «бензиномотор» непоправимо заглох. Впоследствии Григорий Васильевич вспоминал, что ему тогда пришлось, прихватив коробку с рулоном смонтированной пленки, буквально бегом преодолевать последние несколько сотен метров до Большого театра, чтобы успеть доставить на торжественный вечер «свежеиспеченную» финальную часть фильма.

Александрову было в ту пору немногим больше 20-ти. Молодой человек находился в хорошей физической форме, и потому свой экстремальный марш-бросок завершил благополучно, вовремя доставив ленту к кинопроектору, установленному в театральном зале.  

Реакция зрителей, которым показали «Броненосец «Потемкин», превзошла все ожидания.

«…меня поразил гром аплодисментов, доносившийся из зала, - вспоминал позднее Г. Александров. - Но успех превратился в подлинный триумф, когда на экране появился поднимающийся на мачту «Потемкина» красный революционный флаг. Да, это был действительно красный флаг в черно-белой картине, - мы раскрасили его красными чернилами. Зал поднялся, и зрители устроили овацию нашему фильму. Оркестр прекратил играть (показ немого кино шел под музыкальное сопровождение – авт.) - все равно ничего не было слышно. Музыканты приветствовали картину вместе со всеми зрителями».

Уже вскоре негативы «Броненосца «Потемкин» были проданы в несколько зарубежных стран с правом изготавливать с них копии для массового показа в кинотеатрах. Революционный фильм-агитка русских получил большую известность. Запреты на его демонстрацию, объявленные кое-где, лишь подогревали ажиотаж.

Спустя несколько десятилетий, в 1958 году в Брюсселе по результатам международного опроса кинокритиков подавляющим большинством голосов «Потемкин» занял первую строчку в списке 12-ти лучших фильмов всех времен и народов. Подобный же рекорд установлен этой картиной Сергея Эйзенштейна и значительно позже. В 1978-м он возглавил перечень ста лучших фильмов по опросу киноведов мира.

Даже в XXI веке на фоне всех достижений и технических возможностей современного кинематографа «Броненосец…» не сдает позиций. В составленном британским журналом Empire в 2010 году списке «100 лучших фильмов мирового кинематографа, снятых не на английском языке» эйзенштейновский ветеран расположился на третьей позиции.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру