Дело бесхозяйных картин
В 2023 году в суде рассматривалось дело бесхозяйных произведений искусства, оказавшихся на длительном временном хранении в Государственной Третьяковской галерее. Данные предметы поступали в Третьяковку в разные годы, как от самих авторов, так и с выставок от Союза художников СССР. Тогда 72 живописных, 19 графических и три скульптурных работы не имели установленного хозяйства, и поэтому Третьяковская галерея обратилась в суд, чтобы официально признать почти сотню произведений бесхозными и обратить их в собственность государства.
Дело в том, что если произведения искусства находятся на временном хранении в музее не менее пяти лет, а владельцев так и не нашли, то их обращение в собственность государства — обычная история. Хотя и у музея есть кое-какие обязательства перед такими работами: именно музей должен предпринимать действия по поиску владельцев.
Тогда «бесхозяйными» оказались работы Петрова-Водкина, Левитана и многих других прославленных авторов, подлинность которых и музейное значение были установлены экспертной комиссией еще в 2021 году. И тогда суд вынес решение, согласно которому все они были признаны «ничейными». Третьяковская галерея действительно занималась поиском владельцев, направляла запросы.
На сайте галереи даже есть специальный раздел, посвященный этому, на котором размещают список предметов, с помощью которого оповещают неограниченный круг лиц, которые, вероятно, могли бы претендовать на прекрасное имущество, которое некогда было передано их родственниками, лишь бы было основание права собственности — акт передачи работы на временное хранение в галерею, например, завещание и другие правоустанавливающие документы.
У почти сотни работ за время поисков хозяев не обнаружилось, так что они теперь «живут» в государственном владении.
Дело Ошеровича
Дело было в Ростове-на-Дону в 2023 году, хотя корнями уходит в прошлое столетие и связано оно с именем доктора Якова Ошеровича. До Великой Отечественной войны он работал врачом-урологом в Ленинграде, но параллельно с медициной увлекался искусством и приобретал картины. С началом войны он ушел на фронт добровольцем, а картины оставил на хранение двум братьям в Ленинграде.
Яков Осипович всю войну прошел, спасая раненых товарищей, дошел до Кенигсберга, получил орден Красной Звезды. По возвращении вместе со своим госпиталем перебрался в Донецкую область, где обрел семейное счастье. Но случилось несчастье: Яков Осипович заразился клещевым энцефалитом, из-за чего пришлось оставить работу, семья перебралась в Ростовскую область, где затем разворачивалась следующая история.
Яков Осипович перевез из Ленинграда в новый дом девять картин, которые семья почему-то не оценила и спрятала за шкаф. А затем, когда перебрались в жилье попросторнее, появилась возможность развесить полотна на стенах. С дочерью врач и коллекционер делился мечтой о том, чтобы передать картины музею, однако исполнить отцовскую волю пришлось уже его дочери после смерти самого Ошеровича, для этого пришлось съездить за десятой картиной в Карелию.
Причем с выполнением отцовской воли его дочь Александра торопилась, так как сама была тяжело больна и переживала, что не успеет: дело было зимой 2023 года. В Ростовском областном музее изобразительных искусств сотрудники оценили работы и пришли к выводу, что картины действительно редкие и что среди них, возможно, есть творения кисти Константина Маковского.
Когда полотна перевезли в отдел реставрации музея, она подписала акт передачи картин на постоянное хранение, после чего они встали в очередь на реставрацию, а сама Александра Яковлевна ушла из жизни. Однако летом вдруг объявился некий наследник Александры, который попросил музей вернуть все картины, усомнившись в правдивости и законности передачи картин в дар музею, якобы дарить Ростовской области дорогостоящие картины в планах Александры Ошерович не было, она намеревалась лишь отдать их на экспертизу. Дело тогда закончилось в пользу государства — иск наследника был отклонен.
Дело «Голубой розы»
Но есть и совсем свежая история, которая разворачивается, можно сказать, прямо на наших глазах.
В июле этого года в Москве состоялась выставка «Где цвела Голубая роза? Покидая Москву» — выставка-прощание 40 работ художников объединения «Голубая роза» из коллекции Валерия Дудакова, известного собирателя, начавшего свою собирательскую деятельность еще в 60-х годах прошлого века, о котором говорят как о человеке, сделавшем звание коллекционера уважаемым в советские годы.
Выставка-прощание, потому что эти работы коллекционер в мае 2025 года передал в дар Нижегородскому государственному художественному музею (НГХМ), в залах которого в декабре открылась уже другая выставка картин Валерия Дудакова: «Буквально еще вчера экспонаты, представленные в залах, являлись личной собственностью известного российского коллекционера Валерия Александровича Дудакова. Сегодня это музейная, то есть государственная собственность, внесенная во все необходимые учетные документы и доступная для обозрения».
Вот как музей откликнулся на «решение этого удивительного человека – коллекционера, художника, искусствоведа, почетного академика Российской академии художеств – передать интереснейшую часть своего знаменитого собрания в дар Нижегородскому музею… которое по значимости можно сравнить с поступлениями, заложившими основу музея в конце ХIХ века. За всю последующую историю музей никогда не пополнялся единовременно, от одного владельца произведениями такого количества, столь высокого художественного уровня, большой редкости и материальной ценности».
Надо отметить, что это не единственная передача картин из его коллекции музеям. В 1980-е годы Валерий Дудаков с супругой Мариной Кашуро, также являющейся искусствоведом, решили передать часть своей коллекции в Музей современного искусства. О Валерии Дудакове и его супруге писали: «Активная деятельность В.А, Дудакова как собирателя и первоклассный состав его коллекции непосредственно связаны с его незаурядной личностью… Дудаков и Кашуро принадлежат к плеяде увлеченных и целеустремленных собирателей, ценителей отечественного искусства».
Однако в последнее время в семье Валерия Александровича стали происходить события, из которых явствует, что его родственники, возможно, не разделяют мнение коллекционера относительно его решений и судьбы его детища – уникальной коллекции картин.
Сначала в мае этого года супруга Марина Кашуро подала иск о разделе совместно нажитого имущества между супругами. Никулинский суд молниеносно по нынешним меркам в течение 3-х месяцев разделил имущество супругов, с разделом не согласился Валерий Александрович и подал апелляционную жалобу.
Потом достойный сын своего отца Константин Дудаков-Кашуро обратился в суд о признании отца недееспособным. Причиной тому послужила передача в дар НГХМ коллекции картин, оцениваемая около 3 млрд рублей. Самые ценные экземпляры среди них — работы Судейкина «Моя жизнь — Приют комедиантов», «Демон» Врубеля, «Прогулка» Ларионова и «Бал» Сапунова. Сам Константин Валерьевич - специалист по искусству, доцент МГУ им. М.В.Ломоносова, преподаватель Высшей школы художественных практик и музейных технологий РГГУ - намерен добиваться признания отца недееспособным.
Адвокат Валерия Дудакова Юлия Вербицкая (Линник) пояснила свое видение:
— Многие «наследники» - как настоящие, так и мнимые - пытаются завладеть культурными ценностями, переданными в дар РФ. Пример — дело Рерихов, в котором мы, как адвокаты, представляем и защищаем интересы Министерства культуры РФ и Государственного Музея Востока. Схема везде одна: не считаясь ни с чем, даже с волей самого собственника, пытаясь опорочить не только законные сделки, но и, можно сказать, само имя дарителя — в нашем случае В.А. Дудакова, — такие заявители нередко сами теряют лицо.
Сам же Валерий Александрович обозначает миссию коллекционера: «Искусство принадлежит народу. Так нас учили в университете» и подчеркивает, что в его деле главное — сохранять наследие великих художников.
Мы обратились с просьбой ответить на ряд вопросов к сыну Валерия Дудакова Константину. Поначалу он откликнулся, получил вопросы, но попросил отсрочку для ответов. В течение двух дней Константин Валерьевич подтверждал, что пришлет ответы (созваниваться отказался), но затем вдруг попросил у корреспондента корпоративный электронный адрес, чтобы именно туда прислать ответы.
Получив адрес обычной почты, ответил, что «пока идёт судебный процесс, касающийся их внутреннего семейного дела, к сожалению, не может дать комментарий нашему изданию». Однако свою позицию Дудаков-Кашуро обозначил в своих социальных сетях. Правда, там нет ответов на все наши вопросы, но тем не менее.
Один из наших вопросов звучал так: «Почему иск подан именно на признание отца недееспособным? Если вы добьетесь желаемого, каков план действий?» Вот что пишет Константин Валерьевич:
— У нас — его детей и его жены — есть все основания полагать, что пожилой и нездоровый человек доверился недобросовестным людям. И что единственным способом ему помочь и, больше того, сохранить ему жизнь и коллекцию (передав то, что отец считает нужным, в государственный музей), будет признание его частично недееспособным. <…> Юридически это означает, что бесконтрольная передача неизвестным лицам денег, имущества, картин и т.д. будет предотвращена. Поскольку я единственный, кто может быть опекуном (ни его жена, ни моя сестра, находящаяся за границей, не могут взять на себя попечение), то этот тяжёлый выбор пришлось сделать мне.
«Недобросовестные люди» — как это можно понимать по словам Дудакова-Кашуро, Элеонора Захаржевская, с которой Валерий Дудаков живет вместе много лет, она называет себя его женой последние несколько лет.
В июле уже Валерий Александрович сам подал иск в суд о расторжении брака с Мариной Кашуро, который 25 сентября решением суда был расторгнут. Однако, судя по всему не по фактическим обстоятельствам, а по формальным с решением суда не согласилась бывшая супруга, не горящая желанием стать бывшей супругой, и подала апелляционную жалобу.
По поводу бракоразводного процесса Валерия Дудакова и Марины Кашуро ситуацию пояснила адвокат Валерия Александровича Юлия Вербицкая:
— Брак с Кашуро расторгнут решением суда. Однако, Кашуро, несмотря на фактическое прекращение брачных отношений с 2022 года, — что она подтверждает и открыто заявляет в своих пояснениях, пытается обжаловать данное решение с целью «юридического удержания» давно не существующего брака.
Константин Дудаков-Кашуро также пишет о намерениях «сохранить коллекцию». В связи с этим возник еще один наш вопрос: «Насколько известно, после расставания ваш отец передал часть картин из своей коллекции вашей маме. Что с этим наследием сейчас? Где оно хранится? Может, есть какие-то планы, как работать с картинами? Оставить себе или, может, выставки организовывать?»
Представители Валерия Дудакова предоставили «МК» сведения о том, что еще в 2022 году по соглашению о разделе имущества среди прочих произведений искусства супруге Дудакова В.А. были переданы в собственность картины: Борис Григорьев «Няньки в Булонском лесу» , Рерих Николай Константинович Псково-Печерский монастырь. 1907, Серов Валентин Александрович Диана и Актеон. Эскиз росписи для дома В.В. Носова. 1911.
В открытых источникам несложно обнаружить, что эти картины в 2024 году «всплыли» на одном из аукционов.
Поскольку Дудаков-Кашуро говорил не только о заботе о сохранности отцовской коллекции, а также и об отцовском здоровье, мы задали Константину Валерьевичу еще один вопрос: «Как много времени с отцом проводите, заботитесь ли? Он, насколько нам известно, болеет периодически, летом воспаление легких перенес, навещали его?»
О том, что Валерий Дудаков болел, нам стало известно от его официальных представителей. Сам же Дудаков-Кашуро в соцсетях написал, что «его предложение заняться его здоровьем и помочь в делах было отклонено».
После судебного заседания 10 декабря представитель Валерия Дудакова поделился с нами комментариями:
— Состоялось предварительное судебное заседание. Дело перенесено, запрошены дополнительные документы. Сын материалов и документов убедительных не предоставил.
Стоит отметить, что в своем посте в социальных сетях Константин Дудаков-Кашуро, в котором он объясняет причину своего поступка, первым пунктом разъясняет вопрос «О передаче части коллекции», вторым — «О лишении дееспособности».
По поводу передачи части коллекции художников «Голубой розы» Константин Валерьевич пишет, что она «передана напрямую в музей, а находится на балансе некоего фонда», и в музее она на временном хранении». Также он отмечает, что «никто из членов семьи не только не был против дара российскому музею значительной части собрания» и что они «считают обязательным, чтобы воля отца была выполнена и чтобы самая ценная часть собрания оказалась в государственном музее»:
— Но также мы считаем, что эта передача должна быть прозрачной, без участия каких-либо фондов и посредников, — пишет Дудаков-Кашуро.
По поводу фонда пояснила Юлия Вербицкая:
— В связи с длительной и сложной процедурой оформления дара, привлечение специализированных фондов является обычной практикой при дарении крупных и значимых коллекции государству. Так, например, поступил Святослав Рерих, подаривший художественные произведения своего отца «советскому народу», то есть государству, посредством Советского Фонда Рерихов. Аналогичным образом поступали многие крупные дарители — как правило, это связано с транспортировкой работ и документальным оформлением коллекций, искусствоведческими и иными экспертными исследованиями, которые могут проводить специалисты Фонда или привлечённые за счёт Фонда независимые экспертизы.
Также адвокат пояснила, что «в настоящее время дар Дудакова находится в государственном музее, является собственностью государства и проходит поэтапную процедуру включения в Государственный каталог музейного фонда. Данная информация носит открытый характер».
P.S. 17 декабря Никулинский районный суд вынес решение о полном отказе в удовлетворении требований сына Константина Дудакова-Кашуро к отцу Валерию Дудакову.