Необычная история одного новогоднего подарка: в Москве показали балет «Ящик с игрушками»

Музыкальный театр им. Н.Сац показал премьеру балета «Ящик с игрушками»

35 спектаклей из 9 московских и 17 региональных театров из 14 регионов России - таков итог Десятого юбилейного фестиваля «Видеть музыку», завершившегося в Москве. Одной из самых удачных премьер фестиваля стал также балет «Ящик с игрушками» французского композитора Клода Дебюсси, который к своему 60-летию и в качестве новогоднего подарка детям показал Детский музыкальный театр имени Наталии Сац на своей Малой сцене.

Музыкальный театр им. Н.Сац показал премьеру балета «Ящик с игрушками»
Сцена из балета Клода Дебюсси «Ящик с игрушками». Фото предоставлено пресс-службой Московского академического музыкального театра им. Н. Сац.

тестовый баннер под заглавное изображение

Балет посвящён любимой дочери композитора — восьмилетней Клод-Эмме Дебюсси. Это ещё и самый значительный, и дорогой новогодний подарок, который она получила от своего отца в своей такой короткой жизни. Но воочию балета ей увидеть так и не пришлось…

Дома её называли «Шушу». Единственную дочь композитора родила в 1905 году его вторая жена Эмма Бардак. Девочка была музыкально одарённой, исполняла некоторые сочинения отца и музицировала. Друзья композитора в шутку говорили, что балет это не «Ящик с игрушками» (La Boite a joujoux), а «Ящик Шушу» (La Boite a Chouchoux) – по созвучности французского слова Жужу (игрушка) и имени Шушу. Когда девочке было всего 4 года, композитор уже написал для нее фортепианный цикл «Детский уголок», пять пьес из которого тоже звучат в премьерном спектакле Театра Сац.

«Ящик с игрушками» - третий и последний балет великого французского композитора. Ко времени начала «Русских сезонов» Дягилева в Париже ему исполнилось 48 лет. После премьеры его оперы «Пеллеас и Мелизанда» ещё в 1902 году, он считался самым выдающимся французским композитором. Новаторская гармония его музыки вдохновляла молодых композиторов не только Франции, но и других стран.

Сцена из балета Клода Дебюсси «Ящик с игрушками». Фото предоставлено пресс-службой Московского академического музыкального театра им. Н. Сац.

К балетам Дебюсси обратился, после успеха его симфонической поэмы «Прелюдия к послеполуденному отдыху Фавна», написанной в качестве балета. Премьера самой симфонии состоялась в Париже задолго до создания балета, ещё 22 декабря 1894 года. Это первое симфоническое сочинение Дебюсси, в котором в совершенстве выражен его индивидуальный импрессионистский стиль. Оно навеяно одноименной эклогой Малларме, который написал это большое стихотворение на античный мифологический сюжет в 1865—1866 годах. И только 18 лет спустя в Париже состоялась премьера самого балета Вацлава Нижинского на сцене театра «Шатле» в рамках показов «Русских балетов» Дягилева.

Композитор в своё время работал учителем музыки у Надежды Филаретовны фон Мекк, покровительницы Чайковского, поэтому долго жил в России. Фон Мекк рассказывала в письмах Чайковскому о «милом французике», который с восхищением отзывается о его музыке.

Несмотря на первоначальный скепсис Дебюсси к предприятию Дягилева, русский антрепренер с самых первых «Русских сезонов» делал попытки привлечения француза к «Русским балетам» и в конце концов ему это удалось. Композитор поддался уговорам антрепренёра, пустился в «авантюру, столь чреватую последствиями» и писал перед премьерой: «Спектакли „Русских“ так часто восхищали меня, что я жду, как благонравный ребёнок, которому обещали театр, представления „Игр“. <…> Мне кажется, что в нашей мрачной классной комнате, где учитель так строг, „Русские“ открыли окно, выходящее на простор полей».

Дебюсси к этому времени уже давно привлекал балет, и в 1913 по заказу Дягилева он сочинил музыку уже, собственно, к балету «Игры», который был показан труппой «Русских сезонов» Дягилева в Париже и Лондоне. В том же году композитор и начал работу над детским балетом «Ящик с игрушками» для своей дочери.

Сцена из балета Клода Дебюсси «Ящик с игрушками». Фото предоставлено пресс-службой Московского академического музыкального театра им. Н. Сац.

Из досье МК: Балет «Ящик игрушек» - это последний балет Дебюсси и одно из последних его сочинений. Жить композитору оставалось всего 5 лет. Он умер от рака и осложнений после операции при бомбардировках Парижа немцами 25 марта 1918 года в присутствии своей жены. Дебюсси было всего 55 лет. Трагична оказалась и судьба и его единственной дочери Клод-Эммы, которой посвящен этот балет. Дочь Дебюсси умерла год спустя 16 июля 1919 года от несвоевременно выявленной дифтерии и была похоронена в его могиле. Жена Дебюсси Эмма умерла в 1934 году и похоронена с мужем и дочерью. Инструментовка балета «Ящик игрушек» была завершена другом Дебюсси Андре Капле уже после кончины автора и его дочери. Премьера в оркестровке Капле прошла перед Рождеством и новогодними праздниками 10 декабря 1919 года, уже после окончания Первой мировой войны.

Несмотря на столь трагически обстоятельства создания спектакля, «Ящик с игрушками» - веселый, жизнерадостный и красивый балет. Заказ на его создание Дебюсси получил от художника-иллюстратора Андре Элле, который принёс композитору готовый сценарий с собственными рисунками.

В музыкальном отношении балет Дебюсси, относящийся к традиции заложенной ещё балетом Лео Делиба «Коппелия», а также балетом Чайковского «Щелкунчик», насыщен различными цитатами и аллюзиями. Например, такими как «Свадебный марш» Мендельсона или марш и хор солдат из «Фауста» Шарля Гуно. Их Дебюсси использует с удовольствием. По-видимому, вкладывал Дебюсси в свой балет и намеренную параллель между своими героями - Куклой, Солдатиком, Полишинелем, и главными героями оперы «Кармен» Жоржа Бизе. Также возможны отсылки в балете и к миру образов балета Стравинского «Петрушка», который Дебюсси видел незадолго до начала работы, посещая «Русские сезоны» Дягилева. В общем, о чем подумать, созерцая балет, тут есть и для взрослых.

Сцена из балета Клода Дебюсси «Ящик с игрушками». Фото предоставлено пресс-службой Московского академического музыкального театра им. Н. Сац.

«Ящик с игрушками“ предполагается пантомимой на музыку, написанную мной в рождественских и новогодних альбомах для детей! Произведение предназначается для развлечения детей — и не более. Пьесы из альбомов надо соединить, сделать из них три картины…» - говорил Дебюсси о своем балете.

Композитором рассматривались различные концепции постановки балета: например, исполнять его силами марионеток, то хотел отдать все роли детям. По его мнению, привлекать балетмейстера к постановке тут не было необходимости, и можно было обойтись театральным режиссёром, который просто наметил бы рисунок мизансцен: «Я выпытываю все секреты у старых кукол Шушу. По-моему, одни марионетки смогут постичь текст и выразительность музыки. <…> Я попытался быть ясным и даже «забавным», не позируя и без ненужной акробатики», - писал композитор.

Балет состоит из одного действия (в одном действии первоначально Чайковский предполагал сочинять и «Щелкунчик»), в четырёх картинах с Прелюдией и Эпилогом, поэтому комфортен и для маленьких зрителей. Чтобы дети все поняли, занят в балете и рассказчик.

Замысел Дебюсси сделать балет пантомимой с куклами-марионетками Кирилл Симонов тоже использовал в своем спектакле. И сама главная героиня спектакля Кукла (Анастасия Лодде), и другие его участники: Солдатик (Иван Титов), Полишинель (Максим Павлов), Морячок (Тимур Куаталиев), Пьеро (Александр Ким) и даже игрушечный Слоник (Алина Гизатуллина), присутствуют в балете не только как танцовщики на сцене, но и как марионетки. Пять таких марионеток находятся за кукольным театром-ширмой, расположенном на сцене справа. И все эти марионетки, также как и танцовщики, имеют свои партии и довольно активно участвуют в действии, когда параллельно танцуют артисты, играющие этих же кукол.

Сцена из балета Клода Дебюсси «Ящик с игрушками». Фото предоставлено пресс-службой Московского академического музыкального театра им. Н. Сац.

Либретто Анастасии Рахмановой создано по подобию первоначального либретто самих авторов балета. Вот как рассказывал о нем художник Андре Элле: «Куклы танцевали. Деревянный солдатик, увидев одну из них, влюбился. Но кукла уже отдала своё сердце другому – ленивому, легкомысленному и скандальному Полишинелю. Драка между Полишинелем и Солдатиком приводит к большому сражению между полишинелями и солдатиками, в котором влюбленный Солдатик был серьезно ранен. Кукла лечила Солдатика и, в конце концов, влюбилась в него. Они поженились, были счастливы и имели множество детей».

Действие начинается в красочном ящике с игрушками, в который художник Екатерина Агений превратила всю сцену за исключением зоны оркестра. Оркестр тоже расположен прямо на сцене перед зрителями с левой стороны. Тут с самого начала находится, например, подвешенный вместе с облаками над сценой домик-ферма, который впоследствии покупают на свои игрушечные сбережения Солдатик и Кукла и воспитывают там родившихся у них трех детей. На загляденье маленьких зрителей находится на сцене и трактор, и Магазин игрушек, в котором, собственно, по либретто и начинается действие балета.

Сцена из балета Клода Дебюсси «Ящик с игрушками». Фото предоставлено пресс-службой Московского академического музыкального театра им. Н. Сац.

Костюмы, придуманные художником в стиле популярной во времена Дебюсси комедии дель арте, вполне органичны и традиционны для кукольных персонажей, и удачно подходят для рассказываемой балетом истории. Особенно хорош и забавен тут игрушечный морячок в исполнении Тимура Куаталиева, который в матросской шапочке бескозырке, в тельняшке и белых штанах на подтяжках, с обаятельной ухмылочкой и уморительной «морской» походкой раскачиваясь ходит по сцене. Подобная характеризующая героев пластика и пантомима остроумно придумана хореографом Кириллом Симоновым и для остальных действующих лиц. И несмотря на то, что сам Дебюсси специально привлекать хореографа к постановке не рассчитывал, Симонов поставил для балета действительно интересную и довольно сложную для исполнителей (но, как и хотел Дебюсси, «без ненужной аккробатики») и понятную для восприятия детей хореографию.

В третьей и четвертой картине по задумке Дебюсси действие происходит на заброшенной ферме (овчарня), которую через 20 лет после первоначальных событий покупают Кукла и Солдатик. В ней они уже предстают перед зрителем в ином облике и исполняются другими артистами: солдат тут показан с седой бородой, а кукла уже изрядно пополневшей. Кукла не может танцевать, как она танцевала 20 лет назад, но пробует в балете Дебюсси петь. В этой партии особенно хороша и забавна в образе куклы в белокуром парике и в точно таком же платье, какое было на ней в дни её юности, солистка оперы сопрано Дарья Хозиева, которая поет арию. А дети Куклы и Солдатика танцуют зажигательную польку. Спектакль вообще насквозь танцевальный: танцуют тут и вволю валяются на сцене не только куклы, но еще и целое стадо очаровательных овечек…

Сцена из балета Клода Дебюсси «Ящик с игрушками». Фото предоставлено пресс-службой Московского академического музыкального театра им. Н. Сац.

Естественно, такой балет для детей, да еще с такой без преувеличения гениальной музыкой – находка для любого детского балетного театра. Поэтому уже с 1974 года он с успехом шел в Музыкального театра Сац (тогда в хореографии Ольги Тарасовой). Новая постановка этого спектакля, созданного худруком балета театра им. Сац Кириллом Симоновым и главным дирижером театра Артемом Макаровым, ставшего еще и музыкальным руководителем спектакля, стала прекрасным подарком и для самого театра к его 60-летию и, конечно, для его маленьких зрителей к Новому году.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру