Прежде Елизавета Бондарь участвовала в лабораториях Театра Наций, поставила на его малой сцене в 2023 году радикального «Макбета» по пьесе Анны Лифиренко, где контуженный герой Шекспира возвращается с фронта с искалеченной душой. Все было сделано сквозь призму сегодняшнего дня. В новом спектакле события прошлого вновь прочитываются сквозь призму настоящего.
Премьера «Истории одной фотографии» состоялась летом в Нижнем Новгороде на фестивале искусств «Горький +». Как и фильм «Горящий Горький» Алексея Федорченко, тоже созданный для этого фестиваля, спектакль изначально задумывался в жанре мокьюментари, игры в документальность.
Федорченко отправляется в волжское село Красновидово, где побывали то ли во сне, то ли наяву Максим Горький, Юрий Гагарин, Евгений Миронов, инициировавший этот проект. У Елизаветы Бондарь худрук Театра Наций тоже незримо присутствует с накладными усами и как один из возможных участников будущего спектакля, над которым работают главные герои.
В итоге усилия Елизаветы Бондарь и драматурга Алжбеты Азовской были направлены на то, чтобы разобраться в обстоятельствах возвращения Горького из Италии в СССР. До сих пор в этой истории много загадок. Горький постоянно уезжал, неплохо жил на Капри, но возвращался из прекрасного далека на суровую родину. В процессе работы фокус сместился на настоящее, тем более, что и автор пьесы давно живет за пределами страны.
На сцене – Он и Она, драматург и театральный режиссер из мятущегося поколения тридцатилетних. Еще недавно они были счастливой парой, но жизнь радикально изменилась и случилось непоправимое. Он уехал в другую теплую страну, ничего не сказав, не объяснив.
Главные роли сыграли актеры московского ТЮЗа София Сливина и Сергей Волков. Они работают точно и лаконично, что на близкой дистанции со зрителями единственно допустимо. При этом в них чувствуется боль разлуки и времени в его глобальном смысле.
Через время и расстояние Она возвращается к нему с предложением совместной работы. В короткий срок надо сочинить пьесу и поставить спектакль фактически на основе одной фотографии, реальной или мнимой не так важно. Некий фотограф с любопытной биографией и родословной, современник писателя Горького, долгие годы мечтал его снять. И такой шанс выпал в 1929 году, когда он случайно повстречал своего кумира по пути на Соловки.
Герои на наших глазах сочиняют спектакль, стараясь не выяснять отношения, но сохранить нейтральность им нелегко, поскольку боль расставания никуда не ушла.
Художник-постановщик Мария Кривцова создала не только декорации, полутемное пространство, напоминающее фотоателье, но и кукол, с которыми работают не за ширмой, а непосредственно на сцене молодые актеры Московского детского театра марионеток Дмитрий Половников и Любовь Савичева.
В их руках оживают фигурки Максима Горького, мечтавший увековечить его фотографа, и даже гигантского Муравья, отвечающего за экзистенциальные мотивы. На его плечи легло нелегкое бремя быть заподозренным в самых неприятных деяниях времени.