Не знаю, как в других регионах, но в Москве погода долгое время пугала отсутствием снега, нехарактерным для декабря теплом и слякотью. Новогоднее убранство столицы на фоне зеленой травки и асфальта смотрелось неуместно и, честно говоря, никак не способствовало созданию праздничного настроения. Едем с подругой в машине, обсуждаем, как хочется снежка, мол, без него праздник не приходит совсем (а так хочется!!!). И тут она говорит: «Ничего, сейчас мы врубим Синатру, и у нас будет полный джингл беллз!» Включает песню «Let it Snow» — на моем лице некоторое недоумение:
— Что такое?
— Ну вообще, эта песня про зиму, но не про праздник.
— В смысле?!
В прямом. Песня звучит как мантра, призыв снежной погоды — именно то, чем москвичи весь декабрь занимались (и, кажется, сработало!), потому что написана она была поэтом Сэмми Каном и композитором Джулом Стайном в знойный июльский день 1945-го года, когда очень хотелось прохлады. По сюжету песни влюбленная пара сидит дома, и не может никуда выйти из-за сильного снегопада, и им, в общем-то, не хочется — дома уютно, камин, поп-корн, влюбленность, конечно! Но ни про новый год, ни про Рождество — ни словечка! Они рады тому, что у них есть и как бы говорят: «И пусть идет снег! Пусть идет снег!» При этом, песня у многих ассоциируется именно с зимними праздниками и немало найдётся желающих, кто использует ее для создания того самого, желанного новогоднего настроения. Однако этот пример — не самый удачный, потому что в арсенале Фрэнка Синатры есть не один альбом с рождественскими песнями — включай и кайфуй. Но в чем секрет? Почему у многих из нас Синатра ассоциируется с новым годом и Рождеством?
Когда мы говорим «многие», то речь идет во многом о поколении миллениалов и об их родителях, в чьем детстве и юности уже были американские фильмы, хоть и в ограниченном количестве, но тем не менее. А уж те, кто вырос в 1990-е, и вовсе не могут себе представить новый год без таких фильмов как «Один дома», например, ну или без Гринча. Американские рождественские фильмы и мультики закладывали в нас определенные ассоциации с зимними праздниками, помимо снега, оливье и «Иронии судьбы» праздничное настроение создается за счет песнопений в церкви, звучащих бубенчиков и в целом атмосферы западного Рождества, и многими из таких психологических крючков буквально «прошиты» песни Синатры. Почему же это - «врубить Синатру», если нет новогоднего настроения, так круто работает и создает ощущение «того самого, настоящего» Нового года и Рождества?
Прежде всего, сам тембр исполнителя. Господин Синатра был одарен мягким, теплым бархатным голосом, без резкости и «острых углов», благодаря чему мы буквально видим его как нашего собеседника, словно он сидит рядом с нами, укутавшись в плед под елочкой, и желает нам всего самого прекрасного в светлый праздник Рождества. Несмотря на то, что в его песнях потрясающие мелодии, мы порой и не ощущаем, что он исполняет песню — скорее просто рассказывает, поет как дышит, как говорит.
Второе — это фразировка и чувство ритма. Попробуйте послушать хотя бы знаменитую «Have yourself a Merry Little Christmas», и вы поймете, о чем идет речь. То он слегка опережает оркестр, то напротив, совсем немного запаздывает, делает микропаузу перед самыми знаковыми словами, не говоря уже о том, что большинство рождественских песен (если не вообще все) сами по себе неспешные по темпу, тягучие, но не затянутые (!!!), что создает атмосферу домашнего уюта и семейного тепла, которые мы все так ждем в волшебные праздничные ночи. Психологически неторопливость, густой и бархатный голос создают ощущение безопасности, что, кстати, особенно важно тем, кто в декабре пытается успеть закрыть все дедлайны и сдать все дела, чтобы не забрать их с собой в новый год. Такой категории людей особенно хочется хоть как-то себя поддержать и успокоиться (хотя бы капельку, чуть-чуть), и если включить по пути домой в наушниках рождественский альбом Синатры и пройтись пешком до метро, любуясь столичной иллюминацией, то домой можно вернуться в совсем другом расположении духа — счастливым и радостным.
Немаловажно то, какая аранжировка звучит — в случае с Синатрой это струнные, создающие мягкий теплый фон. За традиционность и возвышенность праздника отвечает хор, который непременно есть в рождественских песнях, духовые инструменты добавляют торжественности, ну а бубенчиики и всевозможные колокольчики добавляют теплого огонька! Вуаля, в вашу жизнь вошел полный джингл беллз!
Наконец, все знают, что песни Синатры про Рождество — не слишком религиозные, это не колядки, например, и в то же время, они не слишком детские. Они про общечеловеческие ценности и праздничные традиции, тихую радость, примирение, надежду на светлое будущее, на чудо, и все это, оказывается, нужно как людям верующим, так и тем, кто не считает себя религиозным.