Дейнека не по правилам

В Третьяковке выставка знаменитого художника

27.05.2009 в 19:22, просмотров: 2777
Такого Дейнеку не увидишь нигде. В Новую Третьяковку из хранилища Курской картинной галереи, у которой нет своих выставочных площадей, приехало 150 уникальных графических работ: рисунки для журналов “Безбожник у станка” и “Даешь”, работы, привезенные из путешествия по США, Франции и Италии, военные зарисовки и обнаженные модели.

Дейнека считается художником, воспевшим достижения прогресса, светлое будущее и суровое настоящее. Но именно в графике раскрывается его любовь к человеку со всеми его недостатками, удивительная внимательность ко всем сторонам жизни. Вот жирные “старорежимные” тетушки с избалованными детьми пребывают в шоке при виде пионеров. Вот венские модницы идут по ожившей послевоенной столице.  

Неизвестный Дейнека тем не менее стал Дейнекой “в квадрате”. В небольших рисунках невероятно остро проявился характерный почерк мастера. Точная передача психофизики персонажа, доходящая до гротеска, смягчается в живописи и ярко проступает в графике.  

Во время подготовки материала для выставки оказалось, что даже самые маленькие картинки художника выдерживают многократное увеличение. И организаторы выставки решили поставить эксперимент. Взяли рисунок 20х10 см и увеличили его до размера фрески. Получилось большое панно размером 2 на 4 метра, где проработана каждая деталь: и суконные рукава, и меховые шапки — даже в миниатюре ему удалось передать фактуру материала.  

Александр Дейнека — художник “вне правил”. При жизни он был безумно, а главное стабильно, успешен; при этом каждая из его работ становилась настоящей удачей. Вне правил “железного занавеса” он совершил путешествие по Америке и Европе с выставкой советских художников, а затем создал большие, абсолютно аполитичные серии. При этом находит новый язык, меняет свою манеру в зависимости от натуры. “Для каждой страны у него найдена своя манера, передающая нерв той жизни, в которую он погружался, — говорит Татьяна Юдкевич, выпускающий редактор книги “Дейнека. Графика”. — Это относится и к военной серии, и к журнальной графике, и к натурщицам, от которых невозможно оторваться”. В свое время так делали только Репин и Серов. Но в отличие от Серова Дейнека не растворяется в модели: каждая картина художника — это, по сути, автопортрет.  

“Звучная” подпись мастера, которая стала названием выставки, перевернута: “Д.А.” вместо положенного “А.Д.”. Да и сам юбилей оказался смещенным. Взяв реванш за тихое столетие, 110 лет отметят поистине грандиозно. Серия выставок продолжится в сентябре, когда будет показана живопись, а затем и монументальное искусство мастера. Сегодня уже вышла книга “Дейнека. Графика” — первое за последние двадцать лет издание о художнике; в дальнейшем по каждой теме планируется отдельная книга. А еще — Дейнека, пожалуй, единственный из классиков, чье творчество переводится на язык видеоинсталляции. Работа Елены Китаевой, предваряющая выставку, приводит в движение рисованные персонажи и технику. Звонкое “Д.А.” было бы счастливо.