Сумасшедший? Юродивый… Гений! Все это о Василии Ситникове, ярком представителе послевоенного «неофициального искусства», создателе подпольной академии художеств и целой школы в искусстве. Он умер в нищете, но впервые его ретроспективу представляет галерея на Рублевке «Наши художники».
Все, от ранних зарисовок Ситникова до его последних работ здесь, в трехэтажном здании галереи «Наши художники», той самой, которая купила картину Владимира Путина «Узоры».
Каждый зал открывает новую страничку в понимании Ситникова как художника и учителя. Всего – более ста работ. Вот несколько автопортретов художника, сделанные еще в 1940 году. На одном Василий ухмыляется, на других – серьезно смотрит на зрителя, будто в ожидании чего-то. Эти работы созданы незадолго до казанской психбольницы. В 1941 году, уже после судомеханического техникума, где Василий увлекся изготовлением моделей парусников, после провала на экзаменах в Вхутемас, после работы на стройке метро и художником-мультипликатором у режиссера Птушко, Васю-фонарщика (кличку получил, когда заведовал диапозитивами в Суриковском училище), упекли в психушку. За что? Ситников собирал фашистские листовки. Зачем? Просто его забавляло, как на русском языке изъясняются немцы. В психтюрьме художник оставался почти всю войну, до 1944 года. А в период «оттепели» Вася-фонарщик превращается в самого свободного мастера в СССР. Среди восточных ковров и бесчисленных икон, заполнивших его квартиру, появляются обнаженные, растворяющиеся в пространстве холста, девушки, воздушные монастыри, прозрачные пейзажи.
Тогда же, в 1950-х, Ситников исполняет свою маленькую мечту, создает «домашнюю академию». Занятия проводит, порой, прямо на лестничной клетке. А прежде, чем приступить к работе заставляет учеников тренироваться на картофельном пюре. Его жизнь тогда – настоящий хеппенинг!
С тех пор, как Ситников обзавелся учениками, появляются картины-уроки, снабженные подписями. На выставке представлен ряд таких работ. Кстати, художник не гнушался подписывать своим именем ученические работы, чтобы продать.
-Далеко не все им подписанное содержит след его руки, - поясняет галереи составитель выставки Наталья Курникова, директор «Наши художники». – В частности, его «монастыри» со снежинками пользовались популярностью у иностранцев, и Ситников мало беспокоился, подписывая ученическую работу и вручая ее как свою авторскую покупателю… Вместе с тем, отдельные «уроки», преподанные многочисленным ученикам, настолько тщательно «исправлены», что кажется оправданным решение художника считать их своими.
В 1975 году Ситников эмигрировал, он продолжал учить. Посылал ученикам по почте наброски с бесконечными подписями. Сначала из Австрии, потом из США. Умер художник нищим и одиноким в 1987 году. С тех пор, это первая выставка, на которую смогли столько полно собрать его работы.