Советский плакат о современной жизни

«Митьки» разглядели в постерах прошлого новые смыслы

«Позор получающим зарплату в черной кассе!», «Дым труб — дыхание советской России» — эти лозунги советской поры сегодня звучат иначе, чем в то время, когда рождались: одни более злободневно, другие — смешно, странно или печально. На выставке «Митьковский плакат» представлено несколько десятков живописных версий таких агиток, написанных участниками петербургской арт-группы с плакатов, которые окружали их в юности. Проект в ЦДХ задумывался как ностальгический, а оказался на редкость актуальным. Новые смыслы советского плаката в ЦДХ изучил корреспондент «МК».

«Митьки» разглядели в постерах прошлого новые смыслы

На третьем этаже ЦДХ поют песни и жгут бенгальские огни — «митьки» открывают свою выставку как всегда весело и задорно. Такова их жизненная и творческая позиция. В центре экспозиции — позитивное полотно «Митьки приносят нового сына Ивану Грозному», написанное как ответ на призывы снять картину Репина. Среди реплик на советские агитки оно тоже приобретает определенную плакатность. Но в центре внимания все же агитки — некоторые из них написаны давно, некоторые специально для выставки.

— В юности мы все работали в котельных, на стройках, и плакаты окружали нас каждый день. На заводах, на улицах, в общественном транспорте — это была неотъемлемая часть советского быта. Прошло время, и эти плакаты зазвучали по-другому, — рассказывает идеолог «митьков» Дмитрий Шагин.

По-другому, например, зазвучал плакат «Позор получающим зарплату в черной кассе!», изображающий черные фигуры, выстроившиеся в очередь в кассу в форме бутылки.

Выставка «Митьковский плакат»

Выставка «Митьковский плакат»

Смотрите фотогалерею по теме

— Черная зарплата стала нормой на многих фирмах или предприятиях давно, так что этот плакат, по-моему, намного актуальнее в наши дни, чем тогда. К тому же эти черные фигуры чем-то напоминают гастарбайтеров — еще один злободневный штрих, — говорит Шагин. — Спортивные плакаты созвучны современным олимпийским постерам, причем на нашей выставке есть изображения, за основу которых были взяты плакаты Дейнеки. Исполнены авторами они по-разному, но звучание одно. А плакат «Не бери в рот чужих»? В оригинале имеется в виду, что нельзя брать чужие вилки, ложки, чашки, но сегодня первая ассоциация связана с фильмом «Чужие». Забавно.

Картины на выставке — отнюдь не точные копии советских плакатов, а их «митьковские» варианты. Тексты перед зрителем те же, а вот стиль изображения другой — не соцреалистический, а авангардный. Взять хотя бы живописную версию плаката «Я на производстве был пьян!» Алексея Семичева: перед нами синяя голова в луже крови, тогда как на оригинальном плакате красовался пьяница с забинтованной рукой. Или посмотрим на плакат «Мир искусства светел и богат, с юных лет открыт он для ребят» Ивана Чемакина, изображающий школьницу с гитарой. В оригинале она играла на скрипке, но в 1980-е, когда все увлеклись роком, гитары стали более актуальны, чем классические инструменты.

— А вот забавный плакат, — указывает Шагин на плакат «Следите за чистотой в чуме!». В тексте поясняется, что деревянный пол почаще нужно чистить ножом. — Я сначала думал — шутка, ну какой деревянный пол в чуме? Оказывается, действительно оленеводы делают деревянный пол в чуме и перевозят доски с собой, когда переезжают. Когда владелец чума умирает, его хоронят в гробу из этих самых досок. Это опять же придает работе дополнительный смысл. Так что советский плакат, который во времена нашей молодости был предметом шутки или каламбура, потому что часто имел какой-то абсурдный, туманный смысл, сегодня воспринимается иначе. Мы сами не ожидали такого эффекта!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру