Год назад не стало Риммы Казаковой

«Она постоянно находилась в состоянии влюбленности»

Ровно год назад, 19 мая, скончалась великая русская поэтесса Римма Казакова. Ее многочисленные друзья – молодые поэты – остались словно без крыши над головой. Одной из самых близких ее подруг в последние годы, поэт, драматург, секретарь союза писателей Елена Исаева говорит: «Она писала так, что ее могла читать любая баба». У Лены Исаевой недавно вышла очередной поэтический сборник «Сквозной сюжет». Стихи, как у Риммы, простые, прямым путем идущие к сердцу. Впрочем, у Риммы Казаковой множество последователей ее поэтической традиции. Одному из таких поэтов в день памяти Риммы Федоровны союз писателей вручит премию ее имени. А с Леной Исаевой «МК» поговорил о Римме Казаковой, об уникальном человеке, великом поэте.

- Лены, Вы помните, как вы с Риммой познакомились?

- Не я с ней, а она со мной. Я бы постеснялась. Но она первая ко мне подошла и сказала: «Надо молодым и талантливым помогать. Поэтому давай дружить». Она была очень демократичной, открытой. Лет 20 назад это было. Я приходила к ней в гости, еще когда она жила в Безбожном переулке. Большая красивая квартира, потом они с сыном ее разменяли на две квартиры рядом. По ауре чувствовалось, что в доме живет человек, которого многие любят. Масса статуэток, фотографий, картин, сувениры, подарки от разных писателей разных стран, от переводчиков. Она и сама из любой поездки привозила подарки. Из последней поездки она мне привезла мягкий черный шарф тонкой вязки. Меня тогда так резануло: вот, черное она мне дарит… Сердце сжалось, хотя до смерти ее было еще месяца два или три.

- «Я тобой переболею, ненаглядный мой…» Она писала стихи очень просто и прямо, что называется, любому дворнику понятно. Что она сама о своей поэзии говорила?

- Она любила стихи прямого высказывания. Когда все понятно впрямую, по первому ряду, ничто не завуалировано. Она считала, что стихи не должны быть для нескольких профессионалов в литературе. Они должны доходить сразу и до любого. На этом она стояла твердо. В этом наверное, мы были схожи. Эталонами в поэзии для нее были Светлов и Луконин, ее учителя на высших литературных курсах – после того, как она закончила истфак в Питере. Потом она появилась в Москве, и именно они приняли ее в литературу, сказали: «Девочка, ты молодец». Очень важно, что кто-нибудь говорил: «Девочка, ты молодец».

- Какие события ее жизни проходили на ваших глазах?

- Очень много крови у нее отнимала писательская борьба – за Переделкино, за Литфонд. Переживала за наш Союз писателей Москвы, который оказался изгоем. Нас же лишили помещения. Секретариаты фактически проходили у нее дома. Все, что мы проводим, организуем, существует на энтузиазме и таланте. Римма искала спонсоров, но от государства поддержки не было. И ей казалось, что это страшно неправильно. Поэт – профессия, которая кормить себя не может. Еще трудный период был, когда она перенесла серьезную операцию на ноге, надо было заново учиться ходить. Но она с оптимизмом ко всему относилась. «Да ничего страшного, все будет хорошо у меня!» Я все думала, откуда у нее силы все время веселиться и радоваться. Оптимистичный человек. Очень смешно она рассказывала один случай. Она шла по переходу и остановилась посмотреть безделушки. Женщина, которая торгует, на нее посмотрела: «Вы, кажется, знаменитая. Вы актриса?» - «Нет, я поэтесса». Женщина прижала руку ко рту: «Ахматова!»

- Ее сын, тоже уже покойный, Егор Радов. Известно, что он долго сидел на наркотиках…

- Взаимоотношения были сложные, но они друг друга безумно любили. В связи с его «болезнью» она перенесла тяжелую травму, но она мужественно боролась, локальные победы одерживала. Она его вытянула.

- Стихами о любви она стала известна в народе, последние стихи почти все об этом. У нее были романы?

- Она постоянно находилась в состоянии влюбленности. Влюбленность, помогающая творчеству, - это нормально для поэтессы. Все последние ее стихи про любовь абсолютно адекватны возрасту. Понятно, что это стихи не 18-летних девочек. К мужчинам она относилась с большой жалостью. На моей памяти никогда не было раздражения, злобы, печали по поводу своих бывших любовей она не испытывала. Только благодарность и иронично-юмористичное отношение.

- Браков-то сколько было?

- Два брака. С отцом Егора точно был брак, потом он умер. А второй брак - Валерий Заев - потрясающий челюстно-лицевой хирург. Она любила мужественных мужчин. Это из долгих, серьезных отношений.

- А дружила Римма Федоровна с известными поэтами своего поколения? Вознесенский, Евтушенко, Ахмадулина.

- Близко ни с кем из них не общалась. Отношения были ровные, отстраненные. Ссор тоже не было. Обидно, что Римме ведь так и не дали никогда госпремии. Такой большой поэт…

…Кто хоть раз встречался с Риммой Казаковой, запомнил голос – сухое, быстрое течение слов, сжатые губы.

 Мне не надо просить 
 ни ночлега, ни хлеба, ни света,— 
 я своя у своих 
 перелесков, затонов и веток. 
 А случится беда — 
 я шагну, назову свое имя... 
 Я своя у своих. 
 Меня каждое дерево примет. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру