Черный смокинг — «Белый квадрат»

Александр МИТТА: «Оператор — это сердце картины»

09.04.2014 в 20:12, просмотров: 3457

Накануне в Москве состоялась одна из самых стильных и лаконичных кинематографических церемоний — вручения премии Гильдии операторов «Белый квадрат». Среди жюри премии этого года — режиссер Андрей Звягинцев и актер Евгений Цыганов, отметившийся ролью оператора Хрусталева в фильме «Оттепель». А возглавил жюри классик советского кино, оператор Владимир Климов («Вино из одуванчиков», «Взлет», «Трагедия в стиле рок»). Из его рук и получил главный приз Олег Лукичев — за работу над дебютным фильмом Максима Панфилова «Иван, сын Амира». Сам же вечер посвятили памяти выдающегося оператора Вадима Юсова.

Черный смокинг — «Белый квадрат»
фото: Сергей Иванов

Три сцены знаменитого здания театра Натальи Сац на Проспекте Вернадского, который приютил на один вечер премию «Белый квадрат», превратились в экраны. Они светились черно-белыми кадрами из «Иванова детства» и «Андрея Рублева». Оба шедевра — визитная карточка одного из самых значительных операторов своего поколения - Вадима Юсова, которого не стало в прошлом году.

Ведущий церемонии, актер Игорь Золотовицкий — единственный, кто нарушает тщательно налаженный порядок на сцене. Бурным темпераментом и импровизацией вносит то ощущение жизни, которое необходимо на съемочной площадке. Так же, задорно, без лишнего драматизма он процитирует статью режиссера Майи Меркель 1963 года, посвященную Юсову: «Его путь в кинематографе по сути только начался. Впереди новые фильмы, предугадывать что-либо преждевременно, ведь рост, становление неотделимы от личности. Ясно лишь одно — если глаза оператора будут так же остры, если сохранит он свежесть и поэтичность восприятия мира, человека. Если поиск будет всегда идейно осмыслен, тогда все, снятое его камерой, будет впечатлять и радовать зрителя».

Фрагменты из Тарковского сменяют цветные кадры. На них Режиссер и Сценарист, и оранжевый диван Сейчас прямо на наших глазах им предстоит придумать сценарий одиннадцатой церемонии «Белого квадрата». Сигаретный дым, выразительные крупные планы и общее настроение кадра, напоминающее по духу «Оттепель» Тодоровского. На экране — не просто представление премии, а настоящая история: между муками творчества и банальной болью расствания. И физически подвешенное в воздухе ощущение гигантской любви к кино.

Вот художнику Людмиле Кусаковой («Покровские ворота», «Обыкновенное чудо», «Дядя Ваня») вручают премию «Операторское признание». Вот, слегка хромая, на сцену выходит режиссер Александр Митта — вручать приз имени Сергея Урусевского за вклад в операторское искусство своему коллеге, оператору Валерию Шувалову, с которым работал на трех картинах. «Экипаж», «Сказка странстий» и «Как царь Петр арапа женил»

- Вместе мы с ним сделали три классные картины. И в каждой есть стиль, его невероятный фанатизм.— говорит Александр Наумович. — Здесь есть люди в возрасте, которые помнят, что такое — работать оператором в старое время, когда камера весила по 60 кг, а приборы по 500. И я говорил: хорошо бы метров на двадцать подвинуться, там лучше точка. А Валера отвечал: тебе это 20 шагов, а мне — двадцать тонн. Но ...бежал в огонь с камерой на «Экипаже». Всегда красивый, высокий, девушки его любили. Он каждой был верен. Мой учитель Михаил Ильич Ромм говорил, что оператор — сердце картины. И Валера это подтвердил на собственном примере.

Почти пятнадцать лет назад Шувалов пережил инфаркт и операцию на сердце, после чего был вынужден оставить профессию. Поднявшись за призом, он начал с того, что чувствует себя ожившим ихтиозавром.

— Странно себя ощущаешь, когда ты 15 лет не в профессии и вдруг — как гром среди ясного неба — понимаешь, что друзья существуют, Гильдия существует, а ты получаешь приз имени самого блистательного оператора нашей школы.

Номинантов по очереди приглашают на сцену для вручения памятного диплома. Лукичев единственный пришел в смокинге — и не прогадал. Объясняя выбор жюри, его председатель, оператор Владимир Климов, пояснил, что «победила картина, в которой было больше эмоциональности, чувственности, запаха».

— Сердце стучит в такт музыке, — благодарил всех со сцены победитель. — Хочу сказать спасибо режиссеру за то, что пригласил на проект, а продюсеру, за то что оплатил. Правда в данном случае режиссер и продюсер — это один человек. Так что все спасибо — Максиму Панфилову. Также фильма не было бы без главной актрисы, Каролины Грушки, потому что она красавица, а оператору нужно снимать прекрасные интересные лица.