Лес в опасном «падеже»

С наступлением предновогоднего периода ель — в центре внимания, и это уже многовековая традиция

Однако в нынешнем году помимо рейтингового новогоднего деревца нужно говорить и о его многочисленных родственниках, остающихся в подмосковных лесах вне праздничной программы. Эти взрослые хвойные деревья несколько лет назад стали жертвой нашествия короедов-типографов и теперь — засохшие, с опавшей хвоей и отслаивающимися кусками коры — представляют серьезную угрозу для тех, кто окажется в лесных зарослях.

С наступлением предновогоднего периода ель — в центре внимания, и это уже многовековая традиция

В середине нулевых случилась в наших краях очень мощная вспышка численности типографов. Эти небольшого размера жуки для устройства своего «домашнего хозяйства» и вывода потомства отдают предпочтение взрослым елям, прогрызая в их коре и на поверхности ствола разветвленные лабиринты. Дерево пытается противостоять такому покушению и заливает тоннели, устроенные жуками, смолой. Однако при массовой атаке короедов ель не в силах сопротивляться, она быстро слабеет и в конце концов погибает.

Из-за того что остановить нашествие типографа в свое время не удалось, теперь во многих местах — на севере, на западе, на востоке Подмосковья — стоят погибшие еловые леса. Организовать уборку этого сухостоя оказалось для нынешних лесных хозяйств трудновыполнимой задачей: санитарно-защитные вырубки лесных массивов, пораженных типографом, можно увидеть лишь в отдельных кварталах, основная же масса погибших ельников так и стоит во всей своей «красе».

Однако эстетическая сторона дела меркнет на фоне реальной угрозы людям, которую таят погубленные короедом лесные массивы. Сейчас, по прошествии нескольких лет после случившейся эпидемии, эти мертвые деревья сильно обветшали и начали падать. Причем данный процесс приобретает массовый, лавинообразный характер. Достаточно зайти в любой лес, который до того успел обработать типограф, — и увидишь многочисленные стволы повалившихся сухих елей. Они образуют порой непроходимые завалы, ощетинившись острыми изломами веток, перегораживают тропинки и лесные проселки... Отличительная особенность такого сухостоя при его падении: корневая часть, комель чаще всего остаются в земле, а ствол переламывается в метре-двух от земли.

По нашей просьбе ситуацию прокомментировал заведующий Лабораторией защиты леса от инвазивных и карантинных организмов Всероссийского научно-исследовательского института лесоводства и механизации лесного хозяйства (ВНИИЛМ) Юрий Гниненко:

— В прошедшие годы типограф уничтожил ельники на больших площадях в ряде областей европейской части страны, особенно в Московской области. Люди справедливо обратили внимание на то, что теперь в лесу все чаще падают ели, которые погубил короед-типограф. Это происходит потому, что здоровые деревья имеют и здоровую корневую систему. А если дерево убил короед, то корни и ствол у него сразу после гибели атакуют многочисленные гнилевые грибы. Поэтому даже сравнительно слабый ветер может сломать такое дерево или свалить его, оборвав гниющие корни. Причем во многих случаях по внешнему виду такой сухостойной ели до ее падения даже трудно определить степень разрушения древесины. Нет больших пустот в стволе, незаметны сгнившие корни... Дерево внешне выглядит еще вполне крепким, устойчивым, а на самом деле оно уже в любой момент может рухнуть.

Конечно, лесоводы заняты уборкой таких погибших древостоев, но дело это долгое и трудное. Поэтому сейчас накопилось в наших лесах много стоящих мертвых деревьев, древесина которых неотвратимо разрушается. Причем прочность стволов, их устойчивость уже подошла к критической отметке. Если их не убрать, то в наступающем году порывами ветра все эти ели будут повалены. Подобная ситуация чревата серьезными проблемами. Образующиеся массовые завалы из сухих елей создают повышенную пожарную опасность. А главное — пребывание людей в таких лесах угрожает их здоровью из-за частых и порой совершенно неожиданных падений многочисленных мертвых деревьев...

После пояснений специалиста становится очевидным, что многочисленные сухостойные ели в подмосковных лесах еще чаще начнут падать с приходом зимы, если она выдастся на сей раз снежной: дряхлые еловые «скелеты» просто не выдержат бремени выпавшего снега. Ну а с наступлением погожих теплых дней елкоповал продолжится — ведь время Х для лесов, пораженных короедом-типографом, настало.

Отсюда вывод: в предстоящий зимний сезон для прогулок на лыжах лучше выбирать открытые места или прокладывать лыжню через сосняки и лиственные леса. Кроме того, придется не забывать о существующей еловой опасности и в теплое время года. Увы — в данной ситуации грибники, любители сбора ягод и прогулок среди «таежных» пейзажей на ближайший год попадают в группу риска.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру