Госдума подарит муниципалам строительный суверенитет?

Ко второму чтению в Государственной Думе готовится любопытный законопроект

Согласно ему, произойдет перераспределение ряда полномочий по осуществлению градостроительной деятельности в части нормативов градостроительного проектирования от регионального уровня на уровень местного самоуправления. Мы попытались разобраться, чем может обернуться инициатива законотворцев для регионов России, в частности для Московской области.

Ко второму чтению в Государственной Думе готовится любопытный законопроект
Рисунок Алексея Меринова

— По имеющейся у нас информации, в Госдуме готовится ко второму чтению законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ в части установления региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, — сообщила министр строительного комплекса Московской области Марина Оглоблина. — Согласно законопроекту предлагается изменить состав и содержание региональных нормативов и ряд важных показателей интенсивности использования территорий, содержащихся в региональных нормативах, исключить, включив в состав местных нормативов градопроектирования.

РНГП — не что иное, как региональные нормативы градостроительного проектирования. Так зачем же они нужны и на что они могут повлиять? Региональные нормативы градостроительного проектирования — инструмент реализации градостроительной политики субъекта РФ.

— Сегодня мы часто слышим вопросы из серии: почему мы въехали в новый дом, но не можем отдать ребенка в детский сад, почему такие большие пробки и почему мы больше часа добираемся до своего нового дома или дома, где мы живем уже давно? — говорит Оглоблина. — Все эти вопросы задают не только новоселы, но и те, кто долгие годы проживает в поселке, городе или любом другом населенном пункте Подмосковья.

По мнению министра, один из самых больных вопросов области на сегодняшний день — переуплотнение застройки. При этом новый законопроект предусматривает, что решать, с какой плотностью и интенсивностью планировать и строить, будет муниципалитет.

На данный момент эти полномочия находятся в ведомстве области. Кроме того, по действующему Градостроительному кодексу регион устанавливает в своих нормативах, какова будет плотность застройки и населения на определенной территории, какое количество различных инфраструктур понадобится в расчете на ныне живущих жителей и тех, кто еще появится.

— Расчетные показатели по необходимому уровню обеспеченности граждан школами, детсадами, поликлиниками, дорогами, автостоянками, парками и объектами благоустройства, исходя из соответственно установленного коэффициента и плотности планируемой застройки, сегодня утверждены в региональных нормативах. По действующему Градостроительному кодексу они отнесены к полномочиям субъекта Российской Федерации, — комментирует первый зам. начальника Главархитектуры региона Владислав Гордиенко.

Общие нормативы, при условии строгого соблюдения, по сути, защищают жителей области от градостроительного неравенства. Сами нормативы ранее неоднократно корректировались и совершенствовались. На данный момент для муниципальных образований региона они минимальны. Есть утвержденные показатели, однако муниципалитет вправе самостоятельно вносить изменения в местные нормативы, ужесточая градостроительные требования в зависимости от своих особенностей. Но без нормативов обойтись нельзя, об этом свидетельствует тот факт, что ранее уже был период, когда муниципалы могли устанавливать «свои правила». И чем это закончилось?

— До 2010 года региональных нормативов не было, их первую редакцию утвердили как раз в 2010 году, — рассказывает Гордиенко. При обеспечении разработки проектов планировок территорий муниципалитеты пользовались СНиПами и ТСН, не имеющими статуса правовых актов и, соответственно, не всегда соблюдающимися.

— В результате сегодня необходимые парковки, тротуары и проезды составляют всего 36% от требуемого количества. То же самое по необходимому благоустройству и озеленению территории — 35% от общей потребности. Кроме того, в проектах планировок, которые были разработаны муниципалитетами, не предусматривалось необходимое количество территорий для размещения школ, детских садов, поликлиник. А в генеральных планах не всегда нормативно учитывались такие важные вещи, как кладбища, коммунальные зоны и муниципальные дороги.

Один из «прекрасных» примеров градостроительных потуг муниципалов — Павшинская пойма в Красногорске.

— Проект жилого района утверждался без соответствующих нормативов, по нормам, которые были в понимании муниципалитета правильными, — говорит Оглоблина. — В итоге был сделан расчет, что на одного человека будет приобретаться 50 квадратных метров жилья. А фактически люди приобретали 22–25 «квадратов», то есть людей получилось ровно в два раза больше, чем могла принять инфраструктура. Что и привело к последствиям, которые мы с вами можем наблюдать, в том числе нехватка дорог, высокая плотность застройки. Именно поэтому общие регулирующие правила обязательно должны быть, чтобы адекватно рассчитывать плотность, высотность и обеспеченность объекта необходимой инфраструктурой.

В свою очередь, сегодня благодаря работе областного градостроительного совета проблем такого характера не возникает. В рамках выездных заседаний рассматриваются десятки новых строительных проектов, в процессе обсуждения решаются важные социальные вопросы — строительство больниц, детских садов, поликлиник, а также расселение людей из ветхого и аварийного фонда. В планах градсовета полностью исчерпать вопрос ветхого жилья к концу 2016 года.

Если же новый законопроект будет принят, то каждый муниципалитет будет «сам за себя» и о решении глобальных проблем на уровне области говорить будет просто невозможно. Еще одно последствие, которое может повлечь законопроект, — рост уровня коррупции. Сегодня многие жители грешат на муниципальных чиновников, что те распродали все земли. Не исключено, что область отчасти потеряет и инвестиционную привлекательность. На создание благоприятного инвестиционного климата влияет именно областной градсовет, руководствующийся общими нормативами. И именно нормативы сулят потенциальному инвестору стабильность позиций власти и ее градостроительной политики, что куда более привлекательно, чем сиюминутная прибыль и «сюрпризы» в виде заново придуманных норм.

— На мой взгляд, в настоящий момент нет острой надобности менять законодательство, — отметил Гордиенко. — Куда более важно продолжить работу на перспективу по выбранному курсу, провести системный анализ и по его результатам принимать необходимые решения.

— Согласно разработанному законопроекту, область не контролирует местные нормативы, она их систематизирует, — подчеркивает министр стройкомплекса. — А ведь всем нам очень важно, чтобы все жители области — вне зависимости от того, в каком муниципальном образовании они живут, — могли пользоваться одинаковыми благами и имели одинаковые условия. По сути, этот законопроект может нарушить самое главное — сбалансированное равенство доступности к качественному уровню жизни.

ЦИФРЫ

347 ГЕНПЛАНОВ ГОРОДОВ И ПОСЕЛЕНИЙ Московской области должно разработать Главное управление архитектуры и градостроительства региона до конца 2014 года.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру