Усадьбу Аигиных превратят в гостиницу

В арендованной «За рубль» усадьбе Аигиных начались реставрационные работы

Казалось бы — первые аукционы по аренде подмосковных усадеб («метр за рубль») прошли совсем недавно, в ноябре–январе. А там уже, оказывается, вовсю началась реставрация. Так как восстановлением обеих усадеб — купцов Аигиных (Пушкинский р-н) и Черкизово (Коломенский) — занимается одна проектная мастерская.

В арендованной «За рубль» усадьбе Аигиных начались реставрационные работы
фото: пресс-служба компании ASG

Усадьба купцов Аигиных в селе Талицы Пушкинского района (памятник архитектуры XIX века) стала первым подмосковным объектом культуры, отданным в льготную аренду в ноябре прошлого года. И уже за два месяца победитель торгов, несмотря на снег и мороз, развернул активные реставрационные работы.

Усадьба состоит из главного дома, жилого флигеля и остатков дворовых построек. Еще в советское время там работала школа, потом была мастерская скульптора Клыкова, но после того как усадьба была закрыта, она быстро пришла в запустение — и в аренду ее сдавали уже в аварийном состоянии.

фото: пресс-служба компании ASG

Поэтому для начала зимой на территории усадьбы начали проводить противоаварийные работы, а двор и внутренние помещения очистили от завалов строительного и бытового мусора. Фасады главного дома и флигеля огородили лесами, затянутыми ограждающей сеткой.

Сами восстановительные работы начались с ремонта и усиления строительных конструкций крыши и кровли главного дома усадьбы. Для защиты сохранившихся фрагментов внутренней отделки все лестницы и паркетные полы были закрыты деревянными брусками и фанерными листами.

фото: пресс-служба компании ASG

А параллельно началась работа с документами, реставраторы обмеряют сохранившиеся детали, ведут архивные работы: на старых фотографиях, например, обнаружено, как исторически выглядели переплеты в окнах. Были найдены заложенные двери, ведущие через террасу к озеру, о которых упоминается и в воспоминаниях очевидцев.

За подробностями мы обратились к Альбине Хайруллиной, директору проектной мастерской, которая занимается реставрацией.

— Сейчас мы ведем поиски графических документов, опрашиваем жителей. Министерство культуры МО выдало нам фотоархив советского времени, относящийся к усадьбе. Это из него мы, например, узнали про историческую расстекловку окон, увидели утраченные парапетные столбики на кровле. Между ними обычно устанавливали кованые элементы. И мы, скорее всего, будем их по аналогам других усадеб восстанавливать.

фото: пресс-служба компании ASG

— А что рассказывают жители — вы сказали, что опрашиваете очевидцев?

— На задах усадьбы Аигиных есть дом — мы даже считаем, что он ранее входил в усадьбу, — там живет бабушка. Ей за 80, она заслуженный учитель и в свое время работала в школе, которая долгое время размещалась в усадьбе. У нее мы собрали много данных — когда, например, проводились капремонты. А многое мы нашли в «Живом журнале» и в комментариях к материалам, которые выходили про усадьбу в Интернете.

А вообще у нас большие надежды на Музей архитектуры им. Щусева. Там много обмерных чертежей, в том числе сделанных с усадеб.

фото: пресс-служба компании ASG

— С чего конкретно вы начали реставрацию?

— Здание очень украшают резные наличники — каменные и деревянные, которые повторяют рисунок друг друга. Мы уже взяли фрагмент каменного наличника, отдали в лабораторию. Он сделан из определенного сорта штукатурки с какими-то добавлениями, и мы нашли предприятие, которое сможет предоставить материал для докомпоновочных работ.

Что касается деревянных частей усадьбы. Сам дом каменный, а вот второй этаж флигеля — деревянный. Мы уже провели его обследование. Выглядит он крепко, но наши инженеры осматривали его две недели и пришли к выводу — сруб в плохом состоянии. Там не было водоотвода, дерево все время намокало, часть венцов сгнила, и после согласования с минкультуры решено их заменить. Ранее на чердаке планировалось сделать комнату, но уже понятно, что нагружать сруб нельзя. Поэтому от этой идеи пришлось отказаться.

— Что за дерево? Дуб?

— Нет, это была сосна, причем кондовая: срубленная на морозе и потом просушенная на складе. Мы постараемся подобрать бревна такого же качества и диаметра, а окончательную обработку будем делать топором или рубанком.

фото: пресс-служба компании ASG

— Говорят, что в комнатах осталось много бюстов работы Клыкова. Правда, очень много?

— Очень. Пока мы их снесли в одну комнату. Думаем связаться с потомками Клыкова, может, им нужны.

— Когда начнутся основные работы?

— Весной. Сейчас мы заканчиваем эскизный проект реставрации. Сдадим его в экспертную комиссию, после — в минкультуры МО, а они уже выдадут разрешение. Нам повезло, усадьба в неплохом состоянии. Так что, возможно, за год работы закончим.

— А что со второй усадьбой, с Черкизово, от которой сохранился только один флигель?

— Совершенно верно, левый флигель. А был же еще правый и два больших барских дома. И мы нашли, во-первых, большой фотоархив, относящийся к усадьбе. А во-вторых, у нас есть множество планов, которые рисовал сын одного из владельцев флигеля, архитектор. Так что мы примерно уже нашли место, где был фундамент барского дома. Весной будем исследовать.

— Неужели будете восстанавливать с фундамента?

— Мы думаем о такой возможности. В охранных обязательствах прописано право на воссоздание.

— Вокруг флигеля размещены несколько зданий ПНИ, это современные постройки. Они не помешают воспринимать усадьбу?

— На территории сохранились регулярный и пейзажный парки. Сейчас там грязно, запущено. Но если парки восстановить, то там будет очень хорошо — и здания будут незаметны.

— Список усадеб, которые будут переданы в льготную аренду, довольно большой, 20 мест. Вы его видели, что-то понравилось?

— И список видели, и многие усадьбы осмотрели. Пущино-на-Наре понравилось, Алмазово — это на самом деле алмаз.

— По аналогичной программе вы восстанавливали разрушенные усадьбы в Казани. Есть разница?

— Конечно! Это, во-первых, загородная усадьба, то есть уже другая типология, масштаб другой. И в Казани — больше смешения культур, оставивших отпечаток на архитектуре. В Москве и Подмосковье всегда архитектура чище по стилю, хотя наша усадьба (Аигиных) уже поздняя и более относится к стилю историзм...

Так что весной, после согласования проекта реставрации главного здания, флигеля и конюшни усадьбы Аигиных, начнется основная работа. Компания-арендатор планирует очистку озера, строительство беседок и павильонов, восстановление регулярного парка и цветника, конного двора, кузницы и других построек.

По проекту в главном здании и его флигеле разместятся гостиничный комплекс и конференц-зал, в подвале с сохранившимися историческими сводами — трактир. В оформлении помещений реставраторы будут ориентироваться на характерные интерьеры дворянских имений.

ЦИТАТА

Министр культуры Московской области Олег РОЖНОВ

— НАСКОЛЬКО УСПЕШНО РАЗВИВАЕТСЯ ПРОГРАММА «РУБЛЬ ЗА КВАДРАТНЫЙ МЕТР»?

— Мы номинировали на этот проект 22 усадьбы, которые находятся в собственности государства и которыми мы можем распоряжаться, не выселяя никого из местных жителей. Две усадьбы мы уже сдали. Также в ближайшие дни на аукцион пойдет усадьба «Пущино-на-Наре». Нам есть чем гордиться. Во-первых, аукцион показал, что желающих очень много и некоторые из них готовы платить, например, 2 600 000 рублей вместо стартовой цены в 160 000. А арендатор усадьбы Аигиных — пионер такого партнерства — обещает уже к осени показать 70%-ную готовность. Есть и другие объекты. Так, например, Черкизово уже готовится подписать все необходимые документы, включая охранное обязательство. Это позволяет нам надеяться, что в 2014 году мы покажем, по крайней мере на какой-то одной усадьбе, конкретный результат данной политики. Наша задача — не заработать на этом деньги для бюджета, а сохранить объекты культурного наследия, которые после 49 лет аренды получат возможность вернуться в собственность государства. На выходе мы получим восстановленные памятники архитектуры и истории, а это самое главное.

Алексей СЕМИН, арендатор усадьбы Аигиных и усадьбы в Черкизове

«МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НАКЛАДЫВАЕТ НА НАС ЧЕТКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО РЕСТАВРАЦИИ ОБЪЕКТОВ.

Но мы готовы их расширить и воссоздать усадебный комплекс в полном объеме, развивая на его основе экологический туризм. Конечно, размер инвестиций значительно вырастет, но мы изначально рассматривали этот проект как социально ориентированный. Поэтому и норма прибыли, которую мы от него ожидаем, однозначно будет ниже, чем у других наших проектов. Уникальная восстановленная усадьба — очень перспективное капиталовложение. Тогда как быстро возведенный типовой проект гостиницы или торгового центра через десять лет, возможно, придется разбирать и строить заново».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру