Окультуренная оппозиция

Известный галерист привлекает внимание общественности

Одним из последних «увлечений» лидеров так называемой несистемной оппозиции в последние дни стал громкий процесс над участницами группы Pussy Riot. Среди ярых защитников участниц скандальной группы оказался и известный галерист Марат Гельман. В последние полгода он не жалеет ни времени, ни сил на демонстрацию своей оппозиционности, при этом находясь на «государевой службе».

Известный галерист привлекает внимание общественности

В ряды оппозиции Гельман решил войти еще в феврале 2012 года: тогда галерист объявил о создании «проекта культурной оппозиции» в Перми, куда пригласил других видных «белоленточников»: Владимира Рыжкова, Ксению Собчак и Леонида Парфенова. Выбор этого промышленного центра в европейской части России Марат Гельман сделал не случайно. Начиная с 2008 года, галеристу удалось реализовать там великое множество своих «проектов», которые стоили городскому бюджету ни много ни мало — 2 млрд рублей. Правда, тогда столичный галерист «оппозиционной риторикой» не особо увлекался: о распилах не говорил, деятельностью РПЦ не интересовался. Более того, находился в теснейшем контакте с тогдашним губернатором Пермского края Олегом 
Чиркуновым.

Знакомство Марата Гельмана с пермскими чиновниками началось с того, что в 2008 году он привез в город выставку «Русское бедное».

Это, как оказалось позднее, явилось неким поводом «завязать разговор». Главе края Олегу Чиркунову столичный галерист предложил сделать Пермь культурной столицей Европы. Здесь важно пояснить: список городов, которым предстоит носить это звание, к тому моменту был уже утвержден вплоть до 2020 года. Считается, что команда Гельмана сумела убедить местные власти в наличии неких мифических «лазеек», благодаря которым Пермь еще можно будет включить в этот список.

Главным куратором проекта «Пермь — культурная столица Европы» становится сам галерист. Флагманом культурной политики края — созданное Краевое государственное автономное учреждение «Пермский центр развития дизайна». Трехлетний бюджет края на культурную политику, пролоббированный в том числе и самим Гельманом, тогда составил 2 млрд рублей. Куда же пошли эти средства?

В частности, 9 млн рублей были потрачены на то, чтобы соорудить при въезде в город 12-метровую бревенчатую букву «П».

В самом городе также появляется множество причудливых инсталляций: к примеру, три трешмена с мусорными бачками, размещенные перед зданием краевой администрации. Впрочем, «мусорным» у этой инсталляции было только название: каждый «человечек» обошелся бюджету более чем в 100 тысяч рублей. Кульминацией проекта «Пермь — культурная столица Европы» стал фестиваль «Белые ночи», бюджет которого составил 200 млн рублей.

Похоже, что в проведении в жизнь гельмановской культурной политики активно участвовали местные чиновники. В частности, газета «Версия приводит данные обнародованного в 2011 году отчета Контрольно-счетной палаты края: «По данным ревизоров, за 2,5 года зарубежные поездки ближайших соратников Гельмана обошлись бюджету в 1 млн 253 тыс. рублей». К примеру, бывший краевой министр культуры Борис Мильграм трижды посетил Цюрих для консультаций по вопросу разработки концепции Пермской художественной галереи. Интересно заметить, что отчет счетного ведомства в итоге так и не стал предметом интереса со стороны правоохранительных органов.

Газета «Версия» упоминает и весьма печальные результаты «культурной революции»:

«Проект создания „культурной столицы Европы“ привел к ликвидации трех сотен культурно-досуговых центров, 197 библиотек и 308 сельских киноустановок. По причине недостатка финансирования были сокращены 42% работников культуры».

Позиционировать себя в качестве ярого оппозиционера Марат Гельман начал аккурат после того, как «проект» по превращению Перми в культурную столицу фактически прекратил свое существование. Весной этого года, после смены губернатора Олега Чиркунова, у краевой администрации, что называется, «открылись глаза»: было официально заявлено о провале «культурного проекта». О Гельмане старались не говорить. Но он сам о себе напомнил! Да еще как! Выступил с защитой Pussy Riot. По мнению политологов, — это ни что иное, как очередной «проект». Причем суть этого «проекта» не столько в защите самих участниц группы, сколько в раскручивании широкомасштабной кампании против РПЦ. «Информационная кампания против Патриарха стартовала задолго до того, как были арестованы хулиганки из группы Pussy Riot. И начал эту кампанию Борис Березовский. Обращаясь к главе РПЦ, беглый олиграх потребовал от Церкви стать на сторону Болотной и бороться с режимом. Как мы знаем, после этого Патриарх вновь выступил против смуты. Тут же началась широкомасштабная диффамационная кампания, кульминационным моментом которой стала кощунственная выходка в храме Христа Спасителя. И которую информационно столь активно поддержал Марат Гельман», — указывает в своей статье в «Российской газете» известный политолог Павел Данилин. Своим участием в громких скандалах галерист, очевидно, пытается привлечь к себе внимание общественности. Оно и понятно: скандалы — дело прибыльное. А уж по-какому поводу, не так важно: будь то «культурная революция» или псевдоппозиционная активность.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру